Скрыть
Раскрыть

Желвис Р. 1
  • 1 Вильнюсский университет, Universiteto str. 9, Vilnius 01513, Литва

Глокализация высшего образования в постсоциалистической стране: опыт Литвы (пер. с англ.)

2020. № 3. С. 277–302 [содержание номера]
Желвис Римантас (Rimantas Želvys) — профессор Института педагогических наук факультета философии Вильнюсского университета.

Адрес: Universiteto str. 9, Vilnius 01513, Литва. E-mail: rimantas.zelvys@fsf.vu.lt

В статье рассматриваются некоторые аспекты реформирования высшего образования в постсоциалистической стране. Анализируя трансформации в системе высшего образования Литвы, автор ищет ответ на главный исследовательский вопрос: почему постсоциалистические страны, которые три десятилетия назад имели похожие или почти идентичные системы образования, стали двигаться по разным траекториям изменений, вместо того чтобы становиться еще более схожими, как это изначально предсказывали эксперты. Изменения, произошедшие в переходный период, приблизили некоторые страны к доминирующей западной системе высшего образования, в то время как другие бывшие советские республики сохранили многие элементы предыдущей модели или выбрали альтернативные пути развития. Автор полагает, что глобализация образования по-прежнему является движущей силой многих изменений в системах образования на постсоциалистическом пространстве. Однако советское наследие и другие специфичные для каждой страны факторы изменяют смысл и содержание реформ и тем самым определяют различия в результатах. Уровень социально-экономического развития является еще одним чрезвычайно важным обстоятельством, влияющим на качество и масштабы реформ в области образования. В сравнительных исследованиях систем образования изменение глобальных тенденций развития под влиянием местной культуры и специфичных для конкретной страны условий, приводящее к особенным результатам, получило название глокализации. В данном исследовании показано, что глобальные тенденции стандартизации, маркетизации, обеспечения подотчетности и экономической эффективности в определенной степени соответствуют советской традиции унификации образования, карательного характера контролирующих учреждений и отсутствия доверия. В Литве западные идеи реформирования высшего образования были приняты выборочно и сочетались с реформами, которые в целом следуют общей постсоциалистической модели «зависимости от предшествующего развития», что привело к интересным локальным результатам.
BiBTeX
RIS

Новости

20 октября 2020

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: открыта подача заявок на участие


16 октября 2020

Новинка в серии Библиотека журнала «Вопросы образования» — книга Люси Крехан «Умные земли»


08 октября 2020

«Вредные» советы и полезные комментарии о том, как написать научно-исследовательскую статью