@ARTICLE{26543118_352451344_2020, author = {В. И. Филоненко and О. С. Мосиенко and А. С. Магранов}, keywords = {, студенческая молодежь, высшее учебное заведение, профессиональный выбормотивы выбора специальности}, title = {Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе}, journal = {Вопросы образования}, year = {2020}, number = {1}, pages = {283-301}, url = {https://vo.hse.ru/2020--1/352451344.html}, publisher = {}, abstract = {Филоненко Виктор Иванович - доктор социологических наук, профессор Института философии и социально-политических наук, директор Центра социально-политических исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Адрес: 344092, Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116. E-mail: vfilonenko@sfedu.ruМосиенко Ольга Сергеевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160. E-mail: mosienko.olga@mail.ruМагранов Алексей Сергеевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Адрес: 344092, Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116. E-mail: alex_daredevil@mail.ruНа основе данных авторского мониторингового межрегионального социологического исследования «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества» (2016 г.) в сопоставлении с результатами подобных изысканий 2006 и 2011 гг. проводится анализ представлений студентов высших учебных заведений о профессиональном выборе. Установлено, что важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, и такая мотивация способствует эффективности образовательной деятельности. С другой стороны, студенты плохо представляют себе ситуацию на рынке труда, спрос на специалистов в тех или иных сегментах рынка, что приводит к нарушению баланса в подготовке кадров, избыточности представителей престижных специальностей, нехватке специалистов в других секторах экономики и проблемам с трудоустройством выпускников. Выявлены значительные различия в оценке мотивации профессионального выбора между студентами и преподавателями. Эксперты-преподаватели недооценивают роль интереса студентов к той специальности, которую они получают, и переоценивают роль внешних факторов (влияние родителей, стремление получить высшее образование независимо от конкретной профессии и т. д.). Отличительной чертой современного студенчества в сравнении с учащимися 1990‑х годов является осознание взаимосвязи успехов в будущей профессии с эффективностью образовательной деятельности.}, annote = {Филоненко Виктор Иванович - доктор социологических наук, профессор Института философии и социально-политических наук, директор Центра социально-политических исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Адрес: 344092, Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116. E-mail: vfilonenko@sfedu.ruМосиенко Ольга Сергеевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160. E-mail: mosienko.olga@mail.ruМагранов Алексей Сергеевич - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет».Адрес: 344092, Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116. E-mail: alex_daredevil@mail.ruНа основе данных авторского мониторингового межрегионального социологического исследования «Противоречия и парадоксы социализации студенческой молодежи в условиях транзитивности современного российского общества» (2016 г.) в сопоставлении с результатами подобных изысканий 2006 и 2011 гг. проводится анализ представлений студентов высших учебных заведений о профессиональном выборе. Установлено, что важнейшей профессиональной мотивацией современной студенческой молодежи является ориентация на профессию как на средство саморазвития, и такая мотивация способствует эффективности образовательной деятельности. С другой стороны, студенты плохо представляют себе ситуацию на рынке труда, спрос на специалистов в тех или иных сегментах рынка, что приводит к нарушению баланса в подготовке кадров, избыточности представителей престижных специальностей, нехватке специалистов в других секторах экономики и проблемам с трудоустройством выпускников. Выявлены значительные различия в оценке мотивации профессионального выбора между студентами и преподавателями. Эксперты-преподаватели недооценивают роль интереса студентов к той специальности, которую они получают, и переоценивают роль внешних факторов (влияние родителей, стремление получить высшее образование независимо от конкретной профессии и т. д.). Отличительной чертой современного студенчества в сравнении с учащимися 1990‑х годов является осознание взаимосвязи успехов в будущей профессии с эффективностью образовательной деятельности.} }