Скрыть
Раскрыть

Губа К. С.1, Соколов М. М. 1, Цивинская А. О. 1
  • 1 Европейский университет в Санкт-Петербурге, 191187, Россия, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д. 6/1а.

Фиктивная эффективность: что на самом деле оценивал Мониторинг эффективности образовательных организаций

2020. № 1. С. 97–125 [содержание номера]
Губа Катерина Сергеевна – кандидат социологических наук, директор Центра институционального анализа науки и образования. E-mail: kguba@eu.spb.ru

Соколов Михаил Михайлович – кандидат социологических наук, профессор. E-mail: msokolov@eu.spb.ru

Цивинская Анжелика Олеговна – младший научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования. E-mail: atsivinskaya@eu.spb.ru

Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 6/1а.

Мониторинг эффективности образовательных организаций, проводимый в РФ с 2012 г., послужил одним из основных инструментов «оптимизации вузовской сети», которая привела к сокращению числа образовательных организаций в России более чем в 1,5 раза. Авторы анализируют показатели, учитываемые мониторингом, с тем чтобы оценить, к каким эффектам привело их использование в этом качестве. По их мнению, в основание мониторинга положено смешение двух разных пониманий эффективности — как способности организации достигать социально значимых целей (результативность) и как способности достигать эффекта с минимальными затратами (оптимальность). Результаты мониторинга используются в соответствии с пониманием эффективности как оптимальности (смена руководства, слияние), хотя статистический анализ показателей показывает, что шансы того или иного университета занять предпочтительную позицию в значительной степени определяются его структурными характеристиками — особенностями региона и группы вузов. Такой способ оценивания фактически привел к дискриминации вузов, которым не повезло обладать желательными «врожденными» свойствами. Эти выводы основаны на результатах применения логистической регрессии, оценивающей шансы вуза оказаться эффективным в 2014 г. по различным показателям, и модели пропорционального риска Кокса, анализирующей вероятность выживания вуза в 2013–2017 гг.
BiBTeX
RIS

Новости

07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования


16 июля 2020

Журнал «Вопросы образования» рекомендует послушать интересные подкасты


17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»