Hide
Раскрыть

Arkady Margolis 1, Elena Arzhanykh 1, Margarita Khusnutdinova 1
  • 1 Moscow State University of Psychology and Education, 29 Sretenka Str., 127051 Moscow, Russian Federation

Institutionalization of Mentoring as a Resource for Professional Development of Russian Teachers

2019. No. 4. P. 133–159 [issue contents]

Arkady Margolis – Candidate of Sciences in Psychology, Interim Rector, Moscow State University of Psychology and Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education. E-mail: margolisaa@mgppu.ru

Elena Arzhanykh – Head of the Department for Research Project and Event Planning and Coordination, Moscow State University of Psychology and Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education. E-mail: arzhanyhev@mgppu.ru

Margarita Khusnutdinova – Candidate of Sciences in Sociology, Head of the Data Analytics Sector of the Department for Research Project and Event Planning and Coordination, Moscow State University of Psychology and Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education. E-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Address: 29 Sretenka Str., 127051 Moscow, Russian Federation.

Results of a sociological study are used to analyze the major problems of mentoring early-career educators, and arguments are provided to support statutory recognition of mentors for novice school teachers and the mentoring system as such. The study was conducted by members of the MSUPE Center for Applied Psychological and Pedagogical Research jointly with scholars from five regional universities. It involved 25 interviews with school administrators (principals and head teachers) as well as questionnaire surveys of beginning teachers (work experience of under five years, age under 30) and their experienced colleagues. The total sample consisted of 490 teachers (150 new and 430 experienced) employed with federal and municipal institutions of general education.

Findings show that the main barriers to effective mentoring include (i) novice teachers being unaware of their professional deficiencies and the need to be mentored by experts, (ii) experienced teachers being unwilling to mentor because of status, workload and pay uncertainties, and (iii) administrators paying inadequate attention to systematization of novice teacher professional adaptation.

Institutionalization is required to allow further development of the mentoring system in Russian schools. Statutory regulation of mentoring implies introducing relevant job positions, elaborating mentor job duties, determining the size and sources of pay, creating a system of mentor selection and training, and defining the content and major forms of mentoring programs.

Citation: Margolis A., Arzhanykh E., Khusnutdinova M. (2019) Institutsionalizatsiya nastavnichestva kak resurs professional'nogo razvitiya rossiyskikh pedagogov [Institutionalization of Mentoring as a Resource for Professional Development of Russian Teachers]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 133-159.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Марголис А. А. 1, Аржаных Е. В. 2, Хуснутдинова М. Р. 2
  • 1 Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, 29
  • 2 МГППУ, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов

2019. № 4. С. 133–159 [содержание номера]

Марголис Аркадий Аронович – кандидат психологических наук, временно исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО МГППУ. E-mail: margolisaa@mgppu.ru

Аржаных Елена Владимировна – начальник отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий ФГБОУ ВО МГППУ. E-mail: arzhanyhev@mgppu.ru

Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна – кандидат социологических наук, заведующая информационно-аналитическим сектором отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий ФГБОУ ВО МГППУ. E-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Адрес: 127051, Москва, ул. Сретенка, 29.

На основании результатов социологического исследования проанализированы основные проблемы, возникающие в ходе сопровождения молодых педагогов на рабочем месте в начале их профессиональной карьеры, и представлены аргументы в пользу нормативного закрепления статуса учителя-наставника в школе и системы наставничества в целом. Исследование осуществлено сотрудниками Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ совместно с коллегами из пяти региональных вузов. Проведены 25 интервью с представителями администрации школ (директора и завучи), а также анкетный опрос начинающих учителей (стаж работы до 5 лет, возраст до 30 лет) и их опытных коллег. Выборку составили 490 педагогов (150 начинающих, 340 опытных), работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Результаты проведенного исследования показали, что основными барьерами в функционировании наставничества являются: отсутствие у молодых педагогов информации об их профессиональных дефицитах и осознания необходимости взаимодействия с опытным специалистом; нежелание опытных педагогов работать наставниками из-за нерешенности вопросов статуса, нагрузки и оплаты труда; недостаточное внимание к системной организации профессиональной адаптации молодых специалистов со стороны администрации.

Дальнейшее развитие системы наставничества в российских школах требует ее институционализации. Для нормативного регулирования наставничества необходимо ввести соответствующие должности, установить регламент трудовых обязанностей, определить размеры и источники финансирования такой работы, создать систему отбора и подготовки кандидатов на роль наставников, определить содержание и основные формы организации профессионального взаимодействия молодых педагогов с наставниками.

BiBTeX
RIS

Новости

17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»


15 июня 2020

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q2 Scopus


26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научиться учить. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"