Скрыть
Раскрыть

Марголис А. А. 1, Аржаных Е. В. 2, Хуснутдинова М. Р. 2
  • 1 Московский государственный психолого-педагогический университет, 127051, Россия, Москва, ул. Сретенка, 29
  • 2 МГППУ, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов

2019. № 4. С. 133–159 [содержание номера]

Марголис Аркадий Аронович – кандидат психологических наук, временно исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО МГППУ. E-mail: margolisaa@mgppu.ru

Аржаных Елена Владимировна – начальник отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий ФГБОУ ВО МГППУ. E-mail: arzhanyhev@mgppu.ru

Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна – кандидат социологических наук, заведующая информационно-аналитическим сектором отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий ФГБОУ ВО МГППУ. E-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Адрес: 127051, Москва, ул. Сретенка, 29.

На основании результатов социологического исследования проанализированы основные проблемы, возникающие в ходе сопровождения молодых педагогов на рабочем месте в начале их профессиональной карьеры, и представлены аргументы в пользу нормативного закрепления статуса учителя-наставника в школе и системы наставничества в целом. Исследование осуществлено сотрудниками Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ совместно с коллегами из пяти региональных вузов. Проведены 25 интервью с представителями администрации школ (директора и завучи), а также анкетный опрос начинающих учителей (стаж работы до 5 лет, возраст до 30 лет) и их опытных коллег. Выборку составили 490 педагогов (150 начинающих, 340 опытных), работающих в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Результаты проведенного исследования показали, что основными барьерами в функционировании наставничества являются: отсутствие у молодых педагогов информации об их профессиональных дефицитах и осознания необходимости взаимодействия с опытным специалистом; нежелание опытных педагогов работать наставниками из-за нерешенности вопросов статуса, нагрузки и оплаты труда; недостаточное внимание к системной организации профессиональной адаптации молодых специалистов со стороны администрации.

Дальнейшее развитие системы наставничества в российских школах требует ее институционализации. Для нормативного регулирования наставничества необходимо ввести соответствующие должности, установить регламент трудовых обязанностей, определить размеры и источники финансирования такой работы, создать систему отбора и подготовки кандидатов на роль наставников, определить содержание и основные формы организации профессионального взаимодействия молодых педагогов с наставниками.

BiBTeX
RIS

Новости

17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»


15 июня 2020

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q2 Scopus


26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научиться учить. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"