Скрыть
Раскрыть

Чернобай Е. В. 1, Тучкова Д. В. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Нужны ли изменения в школьных учебниках по обществознанию: по результатам всероссийского опроса учителей

2019. № 3. С. 238–256 [содержание номера]

Чернобай Елена Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор Департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: echernobaj@ hse.ru

Тучкова Дарья Владимировна – аналитик Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: d.tuchkova@yandex.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

В связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования изменились ожидаемые образовательные результаты. Для их достижения требуются новые организационные формы, методы и средства обучения школьников, при этом с необходимостью изменяются функции традиционных средств обучения, в частности школьных учебников. Формируются новые механизмы взаимосвязей учебника с другими компонентами образовательной среды, он превращается из «транслятора готовых знаний» в «навигатор по самостоятельной учебной деятельности». В этих условиях важно оценить отношение учителей к используемым учебникам, их восприятие меняющейся роли учебников в образовательном процессе, их удовлетворенность содержанием учебников, а именно методическим аппаратом и его возможностями в достижении новых образовательных результатов.

В статье представлены результаты исследования, целью которого было оценить восприятие учителями системы учебных заданий в широко используемых учебниках обществознания: в линейках учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова; А. Ф. Никитина и Т. И. Никитиной; Г. А. Бордовского; Е.С.Корольковой. Опрос проходил в Московской области, Воронеже, Тамбове, Брянске, Твери, Смоленске, Омске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде и Саранске. Интервью включало 6 тематических блоков: анализ профиля целевой аудитории, степень использования разных учебников учителями, роль учебника в учебном процессе, влияние учебника обществознания на формирование новых образовательных результатов (ключевых компетенций XXI в.), оценка учителями методических пособий к учебникам и оснащенность школ учебно-методическими комплексами по обществознанию.

В данной статье анализируются результаты только одного тематического блока анкеты: влияние методического аппарата учебников обществознания на создание условий для достижения школьниками метапредметных образовательных результатов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию методического аппарата учебника обществознания.

BiBTeX
RIS

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»