Скрыть
Раскрыть

Веракса А. Н. 1, Гаврилова М. Н. 1, Бухаленкова Д. А. 1
  • 1 Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9

Связь процессуального качества образовательной среды и показателей развития речи

2019. № 2. С. 159–178 [содержание номера]

Веракса Александр Николаевич — член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: veraksa@yandex.ru

Гаврилова Маргарита Николаевна — аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: gavrilovamrg @gmail.com

Бухаленкова Дарья Алексеевна — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Е-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Адрес: 125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9.

Представлен обзор зарубежных исследований связи процессуального качества образовательной среды с показателями развития речи у детей дошкольного возраста. Под процессуальным качеством понимается качество взаимодействия воспитателя с детьми. Актуальность работы обусловлена результатами многочисленных исследований, которые показали, что развитие речи в дошкольном возрасте выступает важным предиктором успеваемости ребенка на школьной ступени обучения. Анализ и систематизация результатов исследований произведены отдельно для частных шкал методики Classroom Assessment Scoring System (CLASS): методическая поддержка, эмоциональная поддержка и организация работы в группе. Показано, развитие каких компонентов речи (фонетический, лексический, символический) в большей степени зависит от процессуального качества образовательной среды, а каких — в меньшей. Представлены результаты корреляционных и лонгитюдных исследований. Согласованность результатов исследований свидетельствует об эффективности применяемого в них инструмента оценки процессуального качества образовательной среды — методики CLASS и о значимом влиянии процессуального качества образовательной среды на развитие указанных компонентов речи.

BiBTeX
RIS

Новости

02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»


17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”


12 марта 2019

В апреле открывается прием заявок на участие в конференции ИВО