Hide
Раскрыть

Marina Baryshnikova 1, Elena Vashurina 2, Elza Sharykina 1, Irina Chinnova  1, Yuri Sergeev 1
  • 1 National Training Foundation, Bld. 1, 7 1905 Goda Str., 123022 Moscow, Russian Federation
  • 2 Kazan Federal University, 18 Kremlevskaya Str., 420008 Kazan, Russian Federation

The Role of Flagship Universities in a Region:Transformation Models

2019. No. 1. P. 8–43 [issue contents]

Marina Baryshnikova — Candidate of Sciences in Pedagogy, Deputy CEO of the National Training Foun­dation. Address: Bld. 1, 7 1905 Goda Str., 123022 Moscow, Russian Federation. E-mail: baryshnikova@ntf.ru

Elena Vashurina — Candidate of Sciences in Economics, Leading Expert at the International Of­fice of Kazan Federal University. Address: 18 Kremlevskaya Str., 420008 Ka­zan, Russian Federation. E-mail: evashuri@mail.ru

Elza Sharykina — Candidate of Sciences in Economics, Deputy Director of the Center of Exper­tise and Consulting, National Training Foundation. Address: Bld. 1, 7 1905 Goda Str., 123022 Moscow, Russian Federation. E-mail: elzagrishkova@gmail.com

Yuri Sergeev — Candidate of Sciences in Pedagogy, Head of the Analytical Research Depart­ment, National Training Foundation. Address: Bld. 1, 7 1905 Goda Str., 123022 Moscow, Russian Federation. E-mail: sergeev@ntf.ru

Irina Chinnova — Candidate of Sciences in Engineering, Associate Professor, Project Executive, Department for Vocational Education and Science Development, National Trai­ning Foundation. Address: 18 Kremlevskaya Str., 420008 Kazan, Russian Fede­ration. E-mail: chinnova@ntf.ru

Efforts in providing expert and methodological support for the implementation of flagship university development programs in 2016–2017 yielded a specific-purpose flagship university model and four generic flagship university transformation models: regional technology leader (RTL), regional comprehensive university (RCU), industry sector leader (industrial university) (IL), and trans-border region university (TBRU). The article provides distinctive features of the four models, analysis of the regions where specific types of models pre­vail, and the results of model testing.

As it has been found, flagship universities basically develop along two gene­ric models, RCU (classical universities, nearly half of the project participants) and RTL (engineering universities, one third of the flagship universities). For most universities, the type of transformation model pursued is strongly related to their current status and external environment characteristics. However, a number of universities fall in between and cannot be classified neatly under any particular model due to some specific external and internal factors. In this case, universities may use elements of more than one transformation model at once, yet the choice of model should first of all be based on the regional factors that determine the position and role of the flagship university in terms of the priority areas of regional development.

Citation: Baryshnikova M., Vashurina E., Chinnova I., Sharykina E., Sergeev Y. (2019) Rol' opornykh universitetov v regione: modeli transformatsii [The Role of Flagship Universities in a Region:Transformation Models]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no1, pp. 8-43.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Барышникова М. Ю. 1, Вашурина Е. В. 2, Чиннова И. И. 1, Шарыкина Э. А. 1, Сергеев Ю. Н. 1
  • 1 Национальный фонд подготовки кадров, 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1.
  • 2 Казанский федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18.

Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации

2019. № 1. С. 8–43 [содержание номера]

Барышникова Марина Юрьевна — кандидат педагогических наук, за­меститель исполнительного дирек­тора Национального фонда подго­товки кадров. Адрес: 123022, Мо­сква, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: baryshnikova@ntf.ru

Вашурина Елена Вячеславовна — кандидат экономических наук, веду­щий специалист департамента вне­шних связей Казанского федерального университета. Адрес: 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: evashu­ri@mail.ru

Шарыкина Эльза Анатольевна — кандидат экономических наук, заме­ститель директора Центра эксперти­зы и консалтинга Национального фон­да подготовки кадров. Адрес: 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: elzagrishkova@gmail.com

Сергеев Юрий Николаевич — кандидат педагогических наук, руко­водитель информационно-аналити­ческого отдела Национального фон­да подготовки кадров. Адрес: 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: sergeev@ntf.ru

Чиннова Ирина Игоревна — кандидат технических наук, доцент, ру­ководитель проектов департамента развития профессионального обра­зования и науки Национального фон­да подготовки кадров. Адрес:123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: chinnova@ntf.ru

По итогам экспертно-методической поддержки реализации программ развития опорных университетов в 2016–2017 гг. сформированы целевая модель опорного университе­та и четыре типовые модели трансфор­мации опорных университетов: техно­логический лидер в регионе, многопро­фильный региональный университет, лидер в отрасли (отраслевой универ­ситет), университет в трансграничном регионе. В статье приведены характе­ристики данных моделей, представлен анализ регионов, в которых распро­странены те или иные модели, и резуль­таты апробации моделей.

Показано, что университеты, относя­щиеся к категории опорных, развива­ются преимущественно в соответствии с двумя типовыми моделями: «много­профильный региональный универси­тет» (почти половина участников про­екта, относятся к группе классических университетов) и «технологический ли­дер в регионе» (треть опорных вузов, являются техническими вузами). При этом для большинства университетов прослеживается четкая взаимосвязь выбираемой модели трансформации с их текущим состоянием и характери­стиками внешней среды. Однако ряд ву­зов в силу особенностей их внешнеси­стемных и внутрисистемных факторов занимает промежуточное положение и не может быть однозначно отнесен к конкретной модели. Авторы счита­ют, что в этом случае вуз может ис­пользовать элементы нескольких мо­делей трансформации, но основопо­лагающим при выборе модели должен стать комплекс региональных факторов, определяющих место и роль опорного университета в рамках приоритетных направлений развития региона.

BiBTeX
RIS

Новости

12 марта 2019

В апреле открывается прием заявок на участие в конференции ИВО


15 января 2019

Вышел тематический номер журнала под редакцией Вильяма Кускина


28 ноября 2018

Книги Библиотеки журнала "Вопросы образования" на Non/Fiction 2018