Скрыть
Раскрыть

Ананьев В. Г. 1, Бухарин М. Д. 2
  • 1 Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5.
  • 2 Институт всеобщей истории РАН, 119334, Москва, Ленинский просп., 32А.

История искусства и археология в образовательном пространстве революционной России: два неизвестных проекта 1917 г.

2018. № 3. С. 268–286 [содержание номера]

Ананьев Виталий Геннадьевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: v.ananev@spbu.ru

Бухарин Михаил Дмитриевич — член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. E-mail: michabucha@gmail.com

Анализируются два проекта, составленные весной 1917 г. и связанные с реформой высшего гуманитарного образования в России. Они были посвящены организации преподавания всеобщей истории искусств и археологии в Петроградском университете и технических вузах. В представленных документах нашел отражение длительный процесс размежевания целого ряда дисциплин (классической филологии, истории искусства, археологии) и формирования собственного исследовательского и преподавательского поля каждой из них. Публикуются письмо выдающегося отечественного антиковеда С. А. Жебелева ученому секретарю Института истории искусств В. Н. Ракинту и записка авторитетного химика, знатока истории Санкт-Петербурга В. Я. Курбатова «О преподавании истории искусства в высших технических учебных заведениях» из фондов ЦГАЛИ СПб. Эти документы расширяют наши представления об истории реформирования высшей школы России в 1917–1922 гг., об окончательном размежевании истории искусств и археологии не только как академических дисциплин, но и как образовательных направлений. Письмо Жебелева и записка Курбатова характеризуют атмосферу в российской педагогической среде 1917–1922 гг., когда были возможны масштабные и эффективные реформы высшей школы. Некоторые из положений, высказанных в ходе анализируемой дискуссии и реализованных при формировании факультета общественных наук Петроградского университета, актуальны и в наши дни: акцент на практическое применение полученных знаний, полидисциплинарный подход в образовательном процессе.

BiBTeX
RIS

Новости

17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»


15 июня 2020

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q2 Scopus


26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научиться учить. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"