Скрыть
Раскрыть

Клименко Л. В. 1, Посухова О. Ю. 2
  • 1 Южный федеральный университет, 344006, Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88
  • 2 Южный федеральный университет, 344006, Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88

Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России

2018. № 3. С. 36–67 [содержание номера]

Клименко Людмила Владиславовна — доктор социологических наук, доцент экономического факультета Южного федерального университета. E-mail: lucl@yandex.ru

Посухова Оксана Юрьевна — кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: belloks@ yandex.ru

Представлены результаты опроса учителей общеобразовательных школ российских мегаполисов (Москвы, Ростова-на-Дону и Казани), проведенного в 2017 г. с целью изучения восприятия педагогами своего социального и экономического положения, оценки степени прекариатизации их труда. На основании оценки их профессиональной идентичности по выделенным типологическим критериям (престиж труда, место профессиональной идентичности в общей структуре идентификации, трудовая мотивация, профессиональные ценности, удовлетворенность работой, карьерные ориентации) сделан вывод о преобладании среди учителей псевдопозитивной идентичности с элементами диффузии. Московские педагоги, при том, что качество жизни и престиж своего труда они оценивают выше, чем ростовские и казанские, отличаются более высокой степенью неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности. Полиэтнический состав населения города не является значимым фактором в формировании идентичности опрашиваемых педагогов. Сложившаяся модель профессиональной идентичности учительского сообщества характеризуется корпоративной лояльностью (вознаграждаемой корпоративным патернализмом), социально ориентированной мотивацией, низким уровнем социально-экономической адаптации (особенно для нестоличных педагогов). Избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные требования к результатам работы педагогов и прекариатизация учительского труда создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности педагогов и снижают реформаторский потенциал школы.

doi
BiBTeX
RIS

Новости

09 октября 2018

Открыт прием заявок на XX Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


05 октября 2018

В Библиотеке журнала выходит книга Филипа Альтбаха «Глобальные перспективы высшего образования»


31 августа 2018

Книжный фестиваль «Школьный двор» пройдет 2 сентября