Скрыть
Раскрыть

Духон А. Б. 1, Зиньковский К. В. 2, Образцова О. И. 3, Чепуренко А. Ю. 2
  • 1 Московское отделение общероссийской общественной организации «Российская ассоциация статистиков», 105094, Москва, ул. Гольяновская, 3
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 3 МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1, корп. 61

Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте

2018. № 2. С. 139–172 [содержание номера]

Духон Анна Борисовна — кандидат экономических наук, член правления Московского отделения общероссийской общественной организации «Российская ассоциация статистиков». Адрес: 105094, Москва, ул. Гольяновская, д.3 Аб к.3, пом. VI, ком. 2. E-mail: dukhon@post.ru

Зиньковский Кирилл Викторович — кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института развития образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: kzinkovsky@hse.ru

Образцова Ольга Исааковна —  кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории Московской школы экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1, корпус 61. E-mail: olga_obraztsova@rambler.ru

Чепуренко Александр Юльевич — доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail:achepurenko@hse.ru

В статье представлены результаты исследования вовлеченности россиян в программы дополнительного профессионального и предпринимательского образования, а также исследование влияния вовлеченности на уровень развития малого бизнеса в социально-экономическом контексте субъектов РФ.  Логика исследования выстроена от межрегиональных сопоставлений численности обучающихся по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования различной продолжительности к анализу зависимостей между востребованностью тех или иных типов  программ и развитием различных сегментов предпринимательского подсектора в конкретных социально-экономических условиях региона, а затем к исследованию бизнес-образования как фактора развития конкретных форм малого предпринимательства в определенных контекстуальных условиях.

В исследовании протестированы гипотезы о зависимости вовлеченности россиян в бизнес-образование от регионального контекста и о влиянии различных форм предпринимательского образования на развитие разных типов предпринимательства. На основании эмпирических данных для трех типов регионального социально-экономического контекста установлена значимая связь между вовлеченностью населения в обучение по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования и уровнем развития малого бизнеса, микробизнеса и индивидуального предпринимательства (для его рутинной и инновационной форм). При этом три кластера региональных единиц, однородных по социально-экономическому контексту, были определены на основе многомерной типологии.

Полученные результаты позволяют оценить роль национальной образовательной системы в активизации предпринимательской деятельности населения на основе сопоставимой с международными стандартами, достоверной и актуальной статистической информации, а также оценить эффективность программ и стратегий в области развития предпринимательского образования в стране в различных региональных контекстах. В статье предложены рекомендации относительно выбора форм предпринимательского образования для разных уровней образовательной системы страны.

doi
BiBTeX
RIS

Новости

24 октября 2018

На конференции РАИВО прошла презентация книги Филипа Альтбаха


09 октября 2018

Открыт прием заявок на XX Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


05 октября 2018

В Библиотеке журнала выходит книга Филипа Альтбаха «Глобальные перспективы высшего образования»