Скрыть
Раскрыть

Духон А. Б. 1, Зиньковский К. В. 2, Образцова О. И. 3, Чепуренко А. Ю. 2
  • 1 Московское отделение общероссийской общественной организации «Российская ассоциация статистиков», 105094, Москва, ул. Гольяновская, 3
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 3 МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1, корп. 61

Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте

2018. № 2. С. 139–172 [содержание номера]

Духон Анна Борисовна — кандидат экономических наук, член правления Московского отделения общероссийской общественной организации «Российская ассоциация статистиков». Адрес: 105094, Москва, ул. Гольяновская, д.3 Аб к.3, пом. VI, ком. 2. E-mail: dukhon@post.ru

Зиньковский Кирилл Викторович — кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института развития образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: kzinkovsky@hse.ru

Образцова Ольга Исааковна —  кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории Московской школы экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1, корпус 61. E-mail: olga_obraztsova@rambler.ru

Чепуренко Александр Юльевич — доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail:achepurenko@hse.ru

В статье представлены результаты исследования вовлеченности россиян в программы дополнительного профессионального и предпринимательского образования, а также исследование влияния вовлеченности на уровень развития малого бизнеса в социально-экономическом контексте субъектов РФ.  Логика исследования выстроена от межрегиональных сопоставлений численности обучающихся по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования различной продолжительности к анализу зависимостей между востребованностью тех или иных типов  программ и развитием различных сегментов предпринимательского подсектора в конкретных социально-экономических условиях региона, а затем к исследованию бизнес-образования как фактора развития конкретных форм малого предпринимательства в определенных контекстуальных условиях.

В исследовании протестированы гипотезы о зависимости вовлеченности россиян в бизнес-образование от регионального контекста и о влиянии различных форм предпринимательского образования на развитие разных типов предпринимательства. На основании эмпирических данных для трех типов регионального социально-экономического контекста установлена значимая связь между вовлеченностью населения в обучение по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования и уровнем развития малого бизнеса, микробизнеса и индивидуального предпринимательства (для его рутинной и инновационной форм). При этом три кластера региональных единиц, однородных по социально-экономическому контексту, были определены на основе многомерной типологии.

Полученные результаты позволяют оценить роль национальной образовательной системы в активизации предпринимательской деятельности населения на основе сопоставимой с международными стандартами, достоверной и актуальной статистической информации, а также оценить эффективность программ и стратегий в области развития предпринимательского образования в стране в различных региональных контекстах. В статье предложены рекомендации относительно выбора форм предпринимательского образования для разных уровней образовательной системы страны.

doi
BiBTeX
RIS

Новости

31 августа 2018

Книжный фестиваль «Школьный двор» пройдет 2 сентября


21 августа 2018

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» выходит книга Роджера Л. Гайгера «Знания и деньги. Исследовательские университеты и парадокс рынка»


16 июля 2018

Тематический выпуск «Вопросов образования» по онлайн-обучению