Скрыть
Раскрыть

Пентин А. Ю. 1, Ковалева Г. С.2, Давыдова Е. И. 3, Смирнова Е. С. 3
  • 1 «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 101000, Москва, ул. Макаренко, 5/16
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 3 «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16

Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA

2018. № 1. С. 79–109 [содержание номера]
Пентин Александр Юрьевич - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий центром естественнонаучного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: pentin@mail.ru

Ковалева Галина Сергеевна - кандидат педагогических наук, заведующий центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: galina_kovaleva_rao@mail.ru

Давыдова Елена Ивановна - младший научный сотрудник центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: centeroko@mail.ru

Смирнова Елена Сергеевна - младший научный сотрудник центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: centeroko@mail.ru

Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16

В статье рассматриваются особенности естественнонаучного образования в  российской школе, как они проявились в международных исследованиях: снижение достижений учащихся по естествознанию при переходе из  начальной в  основную школу и  резкое различие результатов учащихся 8–9‑х  классов в TIMSS и PISA. Выводы работы основываются как на  анализе данных, полученных в  рамках этих исследований (результатов выполнения тестов, опросов участников, содержания заданий), так и на характеристиках федеральных образовательных стандартов и программ в части, относящейся к естественнонаучному образованию. Выявлены факторы, влияющие на  подготовку российских учащихся по естествознанию в начальной, основной и старшей школе. Так, высокие результаты четвероклассников в  исследовании TIMSS в значительной степени связаны с активностью учащихся в  приобретении естественнонаучных знаний вне школы. Резкая разница между результатами учащихся 8–9‑х классов в исследованиях TIMSS и PISA объясняется, с  одной стороны, близким соответствием российских программ естественнонаучных предметов концепции TIMSS, а  с  другой — их значи- тельным расхождением с концепцией PISA, поскольку российские программы мало ориентированы на  формирование естественнонаучной грамотности учащихся. В  качестве одного из факторов, объясняющих снижение результатов одиннадцатиклассников в  TIMSS-Advanced 2015 по  профильной физике в сравнении с предыдущими циклами рассматривается увеличение в тесте доли заданий по физике атома и  атомного ядра, которые оказались более трудными для учащихся. Судя по  результатам исследований TIMSS, PISA и TIMSS-Advanced, прошедших в 2015 г., изучение естественнонаучных предметов в  российской школе больше ориентировано на приобретение и  демонстрацию знаний, чем на их применение, а также освоение практик, характерных для естественных наук: постановки научных вопросов, планирования исследования, интерпретации данных, построения научных доказательств. Новизна работы состоит в том, что в  ней впервые объединены в  общую картину данные международных сравнительных исследований по качеству естественнонаучного образования в российской школе для всех уровней общего образования.


doi
BiBTeX
RIS

Новости

03 мая 2018

«Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями»


14 марта 2018

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышел русский перевод книги Уильяма Боуэна "Высшее образование в цифровую эпоху"


12 марта 2018

Открывается подписка на второе полугодие 2018 г.