Скрыть
Раскрыть

Румянцева М. В.1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Гуманитарные предметы в школе как средство национальной политики. На примере Республики Татарстан

2018. № 1. С. 38–57 [содержание номера]
Румянцева Мария Владимировна - руководитель гуманитарного направления Лицея, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: mrumyantzeva@hse.ru

Анализируется преподавание гуманитарных дисциплин в школах Республики Татарстан с точки зрения такой их функции, как сохранение и  поддержка гражданской идентичности. Исследуются практики преподавания и содержание учебных дисциплин с  целью выяснить, способствуют  ли педагогические средства, направленные на  формирование региональной идентичности, выработке общегражданской идентичности или, напротив, они ориентированы на  создание такого представления о  регионе, которое дистанцирует его от  общероссийского контекста. Использованы включенное наблюдение, глубинные интервью с администрацией школ и с преподавателями гуманитарных дисциплин, а также контент-анализ учебников по  истории Татарстана. В  результате проведенного исследования зафиксирован разрыв между региональной политикой и реальными преподавательскими практиками. Образовательная политика региона в части преподавания гуманитарных дисциплин нацелена на  решение задач национальной политики, в том числе на формирование этнической идентичности учеников, а в реальной практике преподавания этих дисциплин акцент делается на  смягчении национальных различий и  противоречий, прежде всего посредством включения истории региона в историю страны и  нивелирования значимости этнической принадлежности учеников.


BiBTeX
RIS

Новости

24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»


20 июня 2022

Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"


23 мая 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга «Интеллектуальный капитал в разных странах мира. Образование и экономическая теория роста»