@ARTICLE{26543118_217472809_2018, author = {М. В. Румянцева}, keywords = {, образовательная политика, гражданская идентичность, гуманитарные дисциплины в школе, идеология в гуманитарных науках, национальная политика СССР, национальная политика РФ, мультикультурализмполитика «коренизации»}, title = {Гуманитарные предметы в школе как средство национальной политики. На примере Республики Татарстан}, journal = {Вопросы образования}, year = {2018}, number = {1}, pages = {38-57}, url = {https://vo.hse.ru/2018--1/217472809.html}, publisher = {}, abstract = {Румянцева Мария Владимировна - руководитель гуманитарного направления Лицея, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: mrumyantzeva@hse.ru Анализируется преподавание гуманитарных дисциплин в школах Республики Татарстан с точки зрения такой их функции, как сохранение и  поддержка гражданской идентичности. Исследуются практики преподавания и содержание учебных дисциплин с  целью выяснить, способствуют  ли педагогические средства, направленные на  формирование региональной идентичности, выработке общегражданской идентичности или, напротив, они ориентированы на  создание такого представления о  регионе, которое дистанцирует его от  общероссийского контекста. Использованы включенное наблюдение, глубинные интервью с администрацией школ и с преподавателями гуманитарных дисциплин, а также контент-анализ учебников по  истории Татарстана. В  результате проведенного исследования зафиксирован разрыв между региональной политикой и реальными преподавательскими практиками. Образовательная политика региона в части преподавания гуманитарных дисциплин нацелена на  решение задач национальной политики, в том числе на формирование этнической идентичности учеников, а в реальной практике преподавания этих дисциплин акцент делается на  смягчении национальных различий и  противоречий, прежде всего посредством включения истории региона в историю страны и  нивелирования значимости этнической принадлежности учеников. }, annote = {Румянцева Мария Владимировна - руководитель гуманитарного направления Лицея, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: mrumyantzeva@hse.ru Анализируется преподавание гуманитарных дисциплин в школах Республики Татарстан с точки зрения такой их функции, как сохранение и  поддержка гражданской идентичности. Исследуются практики преподавания и содержание учебных дисциплин с  целью выяснить, способствуют  ли педагогические средства, направленные на  формирование региональной идентичности, выработке общегражданской идентичности или, напротив, они ориентированы на  создание такого представления о  регионе, которое дистанцирует его от  общероссийского контекста. Использованы включенное наблюдение, глубинные интервью с администрацией школ и с преподавателями гуманитарных дисциплин, а также контент-анализ учебников по  истории Татарстана. В  результате проведенного исследования зафиксирован разрыв между региональной политикой и реальными преподавательскими практиками. Образовательная политика региона в части преподавания гуманитарных дисциплин нацелена на  решение задач национальной политики, в том числе на формирование этнической идентичности учеников, а в реальной практике преподавания этих дисциплин акцент делается на  смягчении национальных различий и  противоречий, прежде всего посредством включения истории региона в историю страны и  нивелирования значимости этнической принадлежности учеников. } }