Скрыть
Раскрыть

Марджинсон С. 1
  • 1 Институт образования Лондонского университета, 20 Bedford Way, London WC1H 0AL, United Kingdom

Общественные блага, производимые в высших учебных заведениях России (пер. с англ. Е. Шадриной)

2017. № 3. С. 9–36 [содержание номера]
Саймон Марджинсон (Simon Marginson) — профессор международного высшего образования Института образования Лондонского университета. Адрес: 20 Bedford Way, London WC1H 0AL, United Kingdom. E-mail: s.marginson@ioe.ac.uk

Разделение на общественное и частное является основополагающим для понимания структуры системы высшего образования в той или иной стране, однако консенсус в отношении содержания понятия «общественное» до сих пор не сформирован. Широко используются два разных значения этого термина. Экономическая теория отделяет нерыночные (общественные) блага, которые не могут производиться для получения прибыли, от благ, произведенных на рынке  (частные блага). Такое определение дает основу для расчета минимально необходимых общественных расходов, но не учитывает в достаточной степени коллективные блага. В политической теории под общественным часто понимается принадлежащее государству и/или контролируемое им. Это определение более содержательное, чем экономическое, оно учитывает действующие нормы и правила, однако ему не хватает четких границ. Мы объединяем эти два подхода, разрабатывая аналитическую модель, представленную в виде четырех квадрантов (гражданское общество, социальная демократия, государственный квазирынок, коммерческий рынок), которые можно использовать в качестве категорий типов деятельности в сфере высшего образования и науки. Во второй части статьи обобщаются результаты 30 полуструктурированных интервью, проведенных в 2013 г. с представителями российского правительства и двух университетов. В них обсуждались общественные блага, производимые российскими высшими учебными заведениями, как они воспринимаются специалистами, работающими в сфере высшего образования. Большинство опрашиваемых оценили исследовательскую деятельность как глобальное общественное благо, однако их мнения относительно преподавания и обучения разделились. Некоторые участники исследования считают образование общественным благом и в кономическом, и в политическом смысле и хотели бы, чтобы государство брало на себя больше ответственности в деле совершенствования высшего образования. Другие относят высшее образование к частным благам в экономическом смысле и, признавая необходимость участия государства в управлении высшим образованием там, где рыночное регулирование неэффективно, хотели бы, тем не менее, сократить вмешательство государства в сферу высшего образования. В противоречивых мнениях представителей системы высшего образования об общественном и частном отразилось более глубокое размежевание между советским и неолиберальным мышлением в российской политической культуре, а также проявилась раздробленность системы высшего образования, в которой сосуществуют бесплатное государственное образование и рынок платных образовательных услуг.


doi
BiBTeX
RIS

Новости

14 июня 2018

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q3 Scopus


03 мая 2018

«Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями»


14 марта 2018

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышел русский перевод книги Уильяма Боуэна "Высшее образование в цифровую эпоху"