Hide
Раскрыть

Alexey Bessudnov 1, Dmitry Kurakin 2, Valeriya Malik 2
  • 1 Exeter University, Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK
  • 2 National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation

The Myth about Universal Higher Education: Russia in the International Context

2017. No. 3. P. 83–109 [issue contents]
Alexey Bessudnov - DPhil, Lecturer, Department of Sociology, Philosophy and Anthropology, University of Exeter (United Kingdom).
Address: Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK. E-mail: a.bessudnov@exeter.ac.uk

Dmitry Kurakin - Candidate of Sciences (Sociology), Director of the Center for Cultural Sociology and Anthropology of Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics.
Address: 20 Myasnitskaya St., 101000 Moscow, Russian Federation. E-mail: dukurakin@hse.ru

Valeriya Malik - Leading Expert, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics.
Address: 20 Myasnitskaya St., 101000 Moscow, Russian Federation. E-mail: vmalik@hse.ru

It is widely believed that higher education in Russia has become almost universal and more people go to universities compared to most European countries. In this paper we explore this issue empirically with the Russian and European census data and data from the Trajectories in Education and Careers (TREC), a longitudinal cohort study. According to the 2010 census, only 34% of people aged between 25 and 34 in Russia have university degrees, which is nearly the same as in most Eastern European countries and slightly fewer than in Western Europe. The TREC data show that only about 50% of 2012 ninthgrade graduates were university students in 2015. The expansion of higher education in Russia has been in line with the overall European trends. Similar to other countries, there have been changes to the gender composition of university students in Russia over the last two decades, with girls being more likely to attend university than boys. The analysis of social backgrounds of students with different educational trajectories reveals a  onsiderable social inequality within the Russian education system. Eighty-four percent of school graduates with university-educated parents are admitted to university, as compared to only 32% of children from less-educated families. Graduation from ninth grade represents an educational fork that is crucial for inequality, as children from less socially advantaged families tend to opt for vocational education at this stage. Graduation from eleventh grade is a less important educational transition: at least 80% of high school students get admitted to university after graduating from 11th grade.
Citation: Bessudnov A., Kurakin D., Malik V. (2017) Kak voznik i chto skryvaet mif o vseobshchem vysshem obrazovanii [The Myth about Universal Higher Education: Russia in the International Context]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies. Moscow, no3, pp. 83-109.
doi
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Бессуднов А. Р. 1, Куракин Д. Ю. 2, Малик В. М. 2
  • 1 Университет Эксетера (Великобритания), Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании

2017. № 3. С. 83–109 [содержание номера]
Бессуднов Алексей Рудольфович - DPhil, преподаватель факультета социологии, философии и антропологии университета Эксетера (Великобритания).
Адрес: Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK. E-mail: a.bessudnov@exeter.ac.uk

Куракин Дмитрий Юрьевич - кандидат социологических наук, директор Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20. E-mail: dukurakin@hse.ru

Малик Валерия Михайловна - ведущий эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20. E-mail: vmalik@hse.ru

Широко распространено мнение, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство европейских стран. Мы показываем, что, по данным переписи населения 2010 г., лишь 34% россиян в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование. По этому показателю Россия близка к большинству восточноевропейских стран и несколько отстает от западноевропейских. Данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» подтверждают этот вывод: лишь около половины школьников, окончивших 9‑й класс в 2012 г., в 2015 г. учились в вузах. Массовизация высшего образования в России соответствует общеевропейскому тренду. В России, как и в других странах, в последние десятилетия меняется гендерный состав студентов: девушки поступают в вузы с большей вероятностью, чем юноши. Анализ социально-демографических характеристик учащихся с разными образовательными траекториями указывает на значительное социальное неравенство в российской системе образования. 84% детей родителей с высшим образованием поступают после школы в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких только 32%. Образовательной «развилкой», наиболее важной для формирования неравенства, является переход после 9‑го класса. Дети из менее социально привилегированных семей уходят на этой стадии в систему среднего профессионального образования. Образовательный переход после 11‑го класса менее важен: как минимум 80% учеников 10–11‑х классов впоследствии поступают в вузы.

doi
BiBTeX
RIS

Новости

16 октября 2017

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышло русское издание книги Уильяма Кларка «Академическая харизма и истоки исследовательского университета»


14 сентября 2017

Новинка в Библиотеке журнала "Вопросы образования"


04 сентября 2017

Библиотека журнала "Вопросы образования" на книжном фестивале "Школьный двор"