Скрыть
Раскрыть

Сивак Е. В. 1, Глазков К. П. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников

2017. № 2. С. 113–133 [содержание номера]
Сивак Елизавета Викторовна - научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: esivak@hse.ru

Глазков Константин Павлович - аспирант департамента социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», магистр градостроительства, преподаватель факультета социальных наук НИУ ВШЭ. E-mail: glazkov.konst@gmail.com

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

В ряде исследований отмечается важный образовательный потенциал города и фиксируется влияние характеристик района на образовательную идентичность детей и доступ к образовательным ресурсам. При этом остаются малоизученными условия и границы доступности города для ребенка, его актуальный «ареал обитания»: как далеко от дома гуляют дети и как расстояния меняются с возрастом ребенка, как часто дети посещают одни и те же места и как этот «ареал» зависит от характеристик ребенка. На материалах опроса московских школьников 5–10‑х классов рассматриваются базовые характеристики городской мобильности, в том числе повседневной: часто посещаемые места и расстояния до этих мест. Показано, что актуальный район ребенка находится в радиусе около одного километра от его дома; центральная часть города и соседние районы посещаются статистически значимо реже, чем места в актуальном районе. Сравнивая характеристики повседневной мобильности школьников с высокой и низкой академической успеваемостью, авторы установили, что среди школьников с высокой успеваемостью больше доля тех, для кого наиболее часто посещаемое место — это дополнительные занятия; однако связи размера «ареала обитания» школьников с успеваемостью не обнаружено. На данных опроса более 700 матерей школьников описаны места досуга, в том числе образовательного, детей и родителей. В семьях с высоким уровнем культурного капитала и прочным материальным положением совместный досуг более разнообразен, среди этих семей больше доля тех, кто посещал занятия для детей и родителей, публичные лекции или другие городские мероприятия. Такие семьи активнее других пользуются возможностями образовательного досуга, которые дает город.


doi
BiBTeX
RIS

Новости

05 июля 2017

Главный редактор журнала «Вопросы образования» - о будущем российских университетов


05 июня 2017

Библиотека журнала «Вопросы образования» на Красной площади


21 апреля 2017

Мастер-класс по книге из Библиотеки журнала "Вопросы образования" на Втором открытом фестивале семьи Никитиных