Скрыть
Раскрыть

Поливанова К. Н. 1, Бочавер А. А. 1, Нисская А. К. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е

2017. № 2. С. 185–205 [содержание номера]
Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор, директор Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: kpolivanova@mail.ru

Бочавер Александра Алексеевна - кандидат психологических наук, научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: a-bochaver@yandex.ru

Нисская Анастасия Константиновна - кандидат психологических наук, научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: anastasiyanisskaya@yandex.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

В течение 12 неделпроводилось наблюдение поведения учащихся в 5‑м классе московской школы, выполненное как повторение аналогичного проекта середины 1960-х [Эльконин, Драгунова, 1967]. Поскольку результаты наблюдения в оригинальном исследовании не были представлены в тексте, а отразились лишь в индивидуальных описаниях 13 школьников, была проведена процедура выделения признаков, по которым велось наблюдение. Эти признаки группировались в «сферы»: подросток в кругу сверстников, в домашней жизни и в школе. Ключевой характеристикой поведения были индикаторы появления у школьников чувства взрослости: стремления к взрослому — свободному и ответственному — поведению. Эти признаки легли в основу программы наблюдений в 2016 г. Выявлено существенно большее разнообразие моделей поведения подростков по сравнению с исходным исследованием и поставлена под сомнение линейная схема смены ценности учебной работы на ценность общения со сверстниками (интимно-личностного общения). Обнаружено, что ценность учебы сохраняется у большинства пятиклассников наряду со стремлением к общению или без такового. Возможно, значимость учебы связана с ее поддержкой семьей и школой, что характерно для данного контингента детей. Выделены четыре типа учащихся в зависимости от наличия или отсутствия признаков заинтересованного отношения к учебе и общению. В статье приведены фрагменты протоколов, которые велись по время наблюдения, а также фрагменты полуструктурированных интервью. Сформулированы гипотезы о связи протекания перехода к подростковому возрасту с особенностями семьи и образовательной организации и спроектировано продолжение наблюдений за поведением школьников с различным бэкграундом.


doi
BiBTeX
RIS

Новости

05 июля 2017

Главный редактор журнала «Вопросы образования» - о будущем российских университетов


05 июня 2017

Библиотека журнала «Вопросы образования» на Красной площади


21 апреля 2017

Мастер-класс по книге из Библиотеки журнала "Вопросы образования" на Втором открытом фестивале семьи Никитиных