Hide
Раскрыть

Katerina Polivanova 1, Aleksandra Bochaver 1, Anastasiya Nisskaya 1
  • 1 National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation

Fifth-Graders Moving into Adulthood: The 1960s vs the 2010s

2017. No. 2. P. 185–205 [issue contents]
Katerina Polivanova - Doctor of Sciences in Psychology, Professor, Director of the Center for Modern Childhood Research, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: kpolivanova@mail.ru

Aleksandra Bochaver - Candidate of Sciences in Psychology, Research Fellow, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: a-bochaver@yandex.ru

Anastasiya Nisskaya - Candidate of Sciences in Psychology, Research Fellow, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: anastasiyanisskaya@yandex.ru

Address: 20 Myasnitskaya St., 101000 Moscow, Russian Federation

The behavior of fifth-grade students from a Moscow school was observed during 12 weeks as an iteration of a similar project undertaken in the mid‑1960s [Elkonin, Dragunova 1967]. Since the original research results were represented not as a text but as individual descriptions of 13 school students, observation criteria had to be identified. The criteria were grouped into so-called spheres, describing how teenagers behave among peers, at home, and at school. The key behavioral characteristic was the indicators of the emerging feeling of adulthood in school children, i. e. of the drive for grown-up behavior, associated with freedom and responsibility. These criteria formed the basis of the 2016 observation program. The diversity of adolescent behavioral patterns has been found to be much greater than in the original study. In addition, the linear formula of the value of learning being replaced with that of communication with peers (close interpersonal relationships) has been brought into question. As it transpires, the value of learning remains high for most fifth-graders, regardless of whether they need communication or not. Such an attitude towards learning might be encouraged by family and school, which is typical for this category of children. Four types of school students have been identified based on the indicators of their interest in learning and communication. The article cites fragments of observation protocols and semi-structured interviews. Hypotheses on how the transition to adolescence is affected by family and school characteristics have been put forward, and further observations of school students with different background have been designed.
Citation: Polivanova K., Bochaver A., Nisskaya A. (2017) Vzroslenie pyatiklassnikov: 1960‑e vs 2010-e [Fifth-Graders Moving into Adulthood: The 1960s vs the 2010s]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies. Moscow, no2, pp. 185-205.
doi
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Поливанова К. Н. 1, Бочавер А. А. 1, Нисская А. К. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е

2017. № 2. С. 185–205 [содержание номера]
Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор, директор Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: kpolivanova@mail.ru

Бочавер Александра Алексеевна - кандидат психологических наук, научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: a-bochaver@yandex.ru

Нисская Анастасия Константиновна - кандидат психологических наук, научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: anastasiyanisskaya@yandex.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

В течение 12 неделпроводилось наблюдение поведения учащихся в 5‑м классе московской школы, выполненное как повторение аналогичного проекта середины 1960-х [Эльконин, Драгунова, 1967]. Поскольку результаты наблюдения в оригинальном исследовании не были представлены в тексте, а отразились лишь в индивидуальных описаниях 13 школьников, была проведена процедура выделения признаков, по которым велось наблюдение. Эти признаки группировались в «сферы»: подросток в кругу сверстников, в домашней жизни и в школе. Ключевой характеристикой поведения были индикаторы появления у школьников чувства взрослости: стремления к взрослому — свободному и ответственному — поведению. Эти признаки легли в основу программы наблюдений в 2016 г. Выявлено существенно большее разнообразие моделей поведения подростков по сравнению с исходным исследованием и поставлена под сомнение линейная схема смены ценности учебной работы на ценность общения со сверстниками (интимно-личностного общения). Обнаружено, что ценность учебы сохраняется у большинства пятиклассников наряду со стремлением к общению или без такового. Возможно, значимость учебы связана с ее поддержкой семьей и школой, что характерно для данного контингента детей. Выделены четыре типа учащихся в зависимости от наличия или отсутствия признаков заинтересованного отношения к учебе и общению. В статье приведены фрагменты протоколов, которые велись по время наблюдения, а также фрагменты полуструктурированных интервью. Сформулированы гипотезы о связи протекания перехода к подростковому возрасту с особенностями семьи и образовательной организации и спроектировано продолжение наблюдений за поведением школьников с различным бэкграундом.


doi
BiBTeX
RIS

Новости

05 июля 2017

Главный редактор журнала «Вопросы образования» - о будущем российских университетов


05 июня 2017

Библиотека журнала «Вопросы образования» на Красной площади


21 апреля 2017

Мастер-класс по книге из Библиотеки журнала "Вопросы образования" на Втором открытом фестивале семьи Никитиных