Скрыть
Раскрыть

Леонтьев Д. А. 1, Лебедева А. А. 1, Костенко В. Ю. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского

2017. № 2. С. 98–112 [содержание номера]
Леонтьев Дмитрий Алексеевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: dmleont@gmail.com

Лебедева Анна Александровна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Костенко Василий Юрьевич - научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: vasily.kostenko@gmail.com

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Обобщаются взгляды Л. С. Выготского на личность и личностное развитие. Проведенное теоретико-методологическое исследование позволило реконструировать неклассический подход Выготского к анализу личности. Центральной смысловой единицей его культурно-исторической теории выступает идея овладения человеком собственной психикой, через которую трактуется в том числе и личностное развитие. Процессы самосознания и рефлексии представляют собой результаты овладения человеком своей собственной природой, а личность являет собой «высший синтез» психических функций, имеющих культурно-историческую основу. Инвалидность в системе взглядов Выготского представляет собой одно из специфических условий («затрудненных условий»), при которых личностное развитие подчиняется законам нормального и осуществляется за счет механизмов компенсации и конструирования «обходных путей». Авторы приходят к выводу, что подход Выготского к анализу личности представляет собой неклассический вариант позитивного подхода в психологии.
doi
BiBTeX
RIS

Новости

05 июля 2017

Главный редактор журнала «Вопросы образования» - о будущем российских университетов


05 июня 2017

Библиотека журнала «Вопросы образования» на Красной площади


21 апреля 2017

Мастер-класс по книге из Библиотеки журнала "Вопросы образования" на Втором открытом фестивале семьи Никитиных