Скрыть
Раскрыть

Абрамов Р. Н. 1, Груздев И. А. 1, Терентьев Е. А. 1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16

Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета

2017. № 1. С. 88–111 [содержание номера]
Абрамов Роман Николаевич - кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института социологии РАН. E-mail: rabramov@hse.ru

Груздев Иван Андреевич - директор Центра внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: igruzdev@hse.ru

Терентьев Евгений Андреевич - кандидат социологических наук, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: eterentev@hse.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

На примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» анализируются ролевые сдвиги, которые происходят в академической профессии в условиях реформ образования и науки в современной России. На материалах опроса и интервью с преподавателями и научными сотрудниками предлагается типологическая классификация научно-педагогических работников в зависимости от структуры их бюджетов рабочего времени. Выделяются пять категорий: преподаватели-исследователи, преподаватели, исследователи, «универсальные солдаты», эксперты. Эти категории различаются наборами выполняемых рабочих задач, а также установками относительно профессиональной деятельности. Принадлежность к той или иной категории существенно влияет на удовлетворенность распределением рабочего времени между различными видами работ: наименее удовлетворены бюджетами своего рабочего времени сотрудники, имеющие большую преподавательскую и административную нагрузку, что можно объяснить изменениями в области аттестации научно-преподавательских работников, реализуемыми российскими университетами, и реакцией на эти изменения академического персонала. Выделяются типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и научные сотрудники в области бюджетирования рабочего времени. К ним относятся: невысокая степень свободы
в использовании рабочего времени; отсутствие границ между рабочим и личным временем; чрезмерная преподавательская нагрузка; рост количества внеплановых задач; проблема делегирования работы, требующей высокой сследовательской и управленческой квалификации.


doi
BiBTeX
RIS

Новости

16 октября 2017

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышло русское издание книги Уильяма Кларка «Академическая харизма и истоки исследовательского университета»


14 сентября 2017

Новинка в Библиотеке журнала "Вопросы образования"


04 сентября 2017

Библиотека журнала "Вопросы образования" на книжном фестивале "Школьный двор"