Hide
Раскрыть

Arabela Oliven 1, Luciane Bello 1
  • 1 Federal University of Rio Grande do Sul (UFRGS), Universidade Federal do Rio Grande do Sul, Av. Paulo Gama, 110 — BairroFarroupilha — Porto Alegre — Rio Grande do Sul, Brasil

African-Brazilians and Natives in an Elite University: The Impact of Affirmative Action on Students in Brazil

2016. No. 2. P. 259–285 [issue contents]

Arabela Oliven - Professor of Sociology of Education in the Graduate Program in Education at the Federal University of Rio Grande do Sul (UFRGS); Research Fellow at GEU — Grupo de Estudos sobre Universidade (Center for the Study of Universities). E-mail: arabelaoliven@gmail.com 
Luciane Bello - PhD Student in the Graduate Program in Education of the Federal University of Rio Grande do Sul (UFRGS); Social Worker at UFRGS’s Department of Education and Social Development. E-mail: luciane.bello@ufrgs.br 
Address: Universidade Federal do Rio Grande do Sul, Av. Paulo Gama, 110 — BairroFarroupilha — Porto Alegre — Rio Grande do Sul, Brasil. 

The best Brazilian universities are public, free of charge, and highly selective. At the beginning of the twenty-first century, many public universities began to earmark spots in all courses for underrepresented groups. The targets of these affirmative action policies were usually  students coming from public schools, African-Brazilians, and Natives. This article introduces data on Brazil’s higher education system since its early beginnings: its expansion, segmentation between public and private sectors, and the elitist character of public universities. It points out specificities of race relations in the country since the arrival of the Portuguese, and the historical context that favored the introduction of inclusion policies in public universities. It then deploys qualitative data in order to present the experience of African-Brazilians and Natives who entered an elite university — the Federal University do Rio Grande do Sul — through affirmative action policies. This university is located in the South of the country, the region that has the highest percentage of white population. The analysis focuses on the educational trajectory, family support and expectations, race relations in the university, resilience processes, and plans for the future of a group of racial quota students. By reporting on a pioneering experience, it discusses the importance of diversity in the student body and the challenges the university has to tackle for facing this new reality.

DOI: 10.17323/1814-9545-2016-2-259-285

Citation: Oliven А., Bello L. (2016)

Afrobrazil'tsy i indeytsy v elitnom universitete: kak pozitivnaya diskriminatsiya povliyala na studentov v Brazilii

[

African-Brazilians and Natives in an Elite University: The Impact of Affirmative Action on Students in Brazil

]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no2, pp. 259-285.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Оливен А. 1, Белло Л. 1
  • 1 Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул, Universidade Federal do Rio Grande do Sul, Av. Paulo Gama, 110 — BairroFarroupilha — Porto Alegre — Rio Grande do Sul, Brasil

Афробразильцы и индейцы в элитном университете: как позитивная дискриминация повлияла на студентов в Бразилии (пер. с англ. Н. Микшиной)

2016. № 2. С. 259–285 [содержание номера]

Оливен Арабела (Arabela Oliven) — профессор социологии образования в магистерской программе «Образование» Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул, научный сотрудник Центра исследований университетов. E-mail: arabelaoliven@gmail.com 
Белло Лучиане (Luciane Bello) — аспирант по программе «Образование», социальный работник департамента образования и социального развития Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул. E-mail: luciane.bello@ufrgs.br 
Адрес: Universidade Federal do Rio Grande do Sul, Av. Paulo Gama, 110 — BairroFarroupilha — Porto Alegre — Rio Grande do Sul, Brasil.

Лучшие бразильские университеты — государственные, обучение в них бесплатное, а конкурс большой. С начала XXI в. многие из них стали выделять места для обучения по всем специальностям для студентов из групп населения, недостаточно представленных в системе высшего образования страны. Такая позитивная дискриминация (англ. affirmative action policies), как правило, ориентирована на выпускников государственных средних школ, афробразильцев и индейцев. В данной статье приводятся сведения о бразильской системе высшего образования с первых этапов ее формирования — о ее расширении, сегментации на государственный и частный секторы, сохранении элитарного характера государственных университетов. Прослеживается специфика межрасовых отношений в стране со времени прибытия португальцев и исторический контекст, способствовавший введению инклюзивной политики в государственных университетах. На основании данных интервью обсуждается образовательный опыт афробразильцев и индейцев, принятых в элитный Федеральный университет Риу-Грандиду-Сул благодаря политике позитивной дискриминации. Этот университет находится на юге страны, в регионе с самым высоким процентом белого населения. Анализируются образовательные траектории учащихся, их ожидания и поддержка со стороны семей, межрасовые отношения в университете, стойкость и планы на будущее группы студентов, поступивших по расовой квоте. Раскрывается значение разнообразия студенческого контингента для академической жизни университета, рассматриваются вызовы, с которыми сталкивается университет, привлекающий к обучению новую категорию студентов.

DOI: 10.17323/1814-9545-2016-2-259-285

BiBTeX
RIS

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»