Скрыть
Раскрыть

Бессуднов А. Р. 1, Малик В. М. 2
  • 1 Университет Эксетера (Великобритания), Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9‑го класса средней школы

2016. № 1. С. 135–167 [содержание номера]

Бессуднов Алексей Рудольфович - DPhil, преподаватель факультета социологии, философии и антропологии Университета Эксетера (Великобритания). Адрес: Amory Building 318, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK. E-mail: a.bessudnov@exeter.ac.uk
Малик Валерия Михайловна - ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20. E-mail: vmalik@hse.ru

Используя данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТРОП), авторы анализируют разницу в доле поступивших в 10‑й класс после окончания 9‑го между юношами и девушками, а также между группами учащихся, различающимися уровнем образования родителей и семейным доходом. В 2012 г. 59% учеников после окончания 9‑го класса поступили в 10‑й, остальные в основном перешли в систему среднего профессионального образования. Девушки поступали в 10‑й класс чаще, чем юноши. Шансов поступить в 10‑й класс у учеников, чьи родители имеют высшее образование и высокие доходы, значительно больше, чем у детей из менее образованных и обеспеченных семей. Следуя международной исследовательской традиции, авторы рассматривают общее неравенство при совершении образовательного перехода как сумму первичных и вторичных эффектов, где первичные эффекты определяются как разница в успеваемости между группами, а вторичные — как разница между группами в вероятности совершения перехода на более высокую образовательную ступень при условии одинаковой успеваемости. В результате статистического анализа были обнаружены вторичные эффекты социально-экономических характеристик семей учеников. Вторичные эффекты пола учеников отсутствуют. Обсуждаются механизмы формирования социально-экономического и гендерного неравенства при переходе в 10‑й класс. Даны рекомендации в отношении образовательной политики, направленной на снижение социально-экономического неравенства в образовании.

DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167

BiBTeX
RIS

Новости

24 октября 2018

На конференции РАИВО прошла презентация книги Филипа Альтбаха


09 октября 2018

Открыт прием заявок на XX Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


05 октября 2018

В Библиотеке журнала выходит книга Филипа Альтбаха «Глобальные перспективы высшего образования»