Скрыть
Раскрыть

Бессуднов А. Р. 1, Малик В. М. 2
  • 1 Университет Эксетера (Великобритания), Amory Building 341, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9‑го класса средней школы

2016. № 1. С. 135–167 [содержание номера]

Бессуднов Алексей Рудольфович - DPhil, преподаватель факультета социологии, философии и антропологии Университета Эксетера (Великобритания). Адрес: Amory Building 318, Rennes Drive, Exeter EX4 4RJ UK. E-mail: a.bessudnov@exeter.ac.uk
Малик Валерия Михайловна - ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20. E-mail: vmalik@hse.ru

Используя данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТРОП), авторы анализируют разницу в доле поступивших в 10‑й класс после окончания 9‑го между юношами и девушками, а также между группами учащихся, различающимися уровнем образования родителей и семейным доходом. В 2012 г. 59% учеников после окончания 9‑го класса поступили в 10‑й, остальные в основном перешли в систему среднего профессионального образования. Девушки поступали в 10‑й класс чаще, чем юноши. Шансов поступить в 10‑й класс у учеников, чьи родители имеют высшее образование и высокие доходы, значительно больше, чем у детей из менее образованных и обеспеченных семей. Следуя международной исследовательской традиции, авторы рассматривают общее неравенство при совершении образовательного перехода как сумму первичных и вторичных эффектов, где первичные эффекты определяются как разница в успеваемости между группами, а вторичные — как разница между группами в вероятности совершения перехода на более высокую образовательную ступень при условии одинаковой успеваемости. В результате статистического анализа были обнаружены вторичные эффекты социально-экономических характеристик семей учеников. Вторичные эффекты пола учеников отсутствуют. Обсуждаются механизмы формирования социально-экономического и гендерного неравенства при переходе в 10‑й класс. Даны рекомендации в отношении образовательной политики, направленной на снижение социально-экономического неравенства в образовании.

DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167

BiBTeX
RIS

Новости

03 мая 2018

«Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями»


14 марта 2018

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышел русский перевод книги Уильяма Боуэна "Высшее образование в цифровую эпоху"


12 марта 2018

Открывается подписка на второе полугодие 2018 г.