Скрыть
Раскрыть

2015. №4

Образование по модели свободных искусств и наук

8–10

11–20

Леон Ботстайн — широко известный музыковед и специалист по истории образования. Он руководит Американским симфоническим оркестром и является председателем правления Центрально-Европейского университета. Большой интерес у специалистов вызвала его книга, посвященная проблемам образования, — «Jefferson’s Children: Education and the Promise of American Culture». Это интервью состоялось 1 апреля 2015 г. в Москве, когда доктор Ботстайн приезжал в Россию, чтобы выступить в качестве дирижера Российского национального оркестра. Под его руководством оркестр исполнял произведения Прокофьева и Бартока в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-11-20

21–32

Доктор Рональд Кручер — ректор Университета Ричмонда, один из создателей и руководителей проекта Американской ассоциации коллед жей и университетов «Либеральное образование и потенциал США» (Liberal Education & America’s Promise). Он так же всемирно известный музыкант и первый виолончелист, получивший степень доктора музыкальных искусств Йельского университета.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-21-32

33–61

Джонатан Беккер - вице-президент по учебной работе Бард-колледжа (США). Адрес: Bard College, Annandale-on-Hudson, NY 12504–5000. E-mail: jbecker@bard.edu

Образование по модели свободных искусств и наук рассматривается как система высшего образования, которая подразумевает широту дисциплинарного охвата и глубину изучения отдельных предметов. Характерными чертами данной системы являются ориентированное на студентов преподавание, а также академическая и административная инфраструктура, призванная способствовать полноценному обучению. Автор приводит аргументы в пользу образования по системе свободных искусств и наук и объясняет, каким образом она отвечает на запросы XXI в. В эссе приведены примеры реализации данной системы образования не только в Соединенных Штатах, в которых она наиболее широко распространена и укоренена, но также в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, где такие инновационные образовательные программы в последнее время оказываются все более востребованными. В основе образования по системе свободных искусств и наук лежит интерес к развитию студентов, к совершенствованию их способности учиться, грамотно и умело выражать свои мысли, а также адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. В тех странах, где высшее образование основано на узкой специализации и дидактических подходах в преподавании, модель свободных искусств и наук может служить альтернативой, которая получит поддержку студентов и преподавателей. Внедрить эту систему непросто, но, как показывает практика, результаты оправдывают затраченные усилия.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-33-61

62–71

Кудрин Алексей Леонидович - кандидат экономических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Адрес:190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., 58–60. E-mail: office@smolny.org

Рассматриваются основные характеристики образования по модели свободных искусств и наук: индивидуальная образовательная траектория для каждого учащегося, интерактивные педагогические технологии, развитие общекультурных компетенций (формирование базовых навыков обучения и исследовательской работы, широта образования),  развитие профессиональных компетенций и выбор профиля подготовки, междисциплинарный характер учебного плана и индивидуальные возможности его реализации. На основании анализа опыта факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета автор приходит к выводу, что данная образовательная модель позволяет обеспечить высокий уровень качества обучения, отвечающий самым высоким международным стандартам.


DOI:10.17323/1814-9545-2015-4-62-71

72–91

Иванова Юлия Владимировна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева НИУ ВШЭ. E-mail: ivanova@hse.ru

Соколов Павел Валерьевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева НИУ ВШЭ. E-mail: psokolov@hse.ru

Адрес: Москва, 107031, ул. Петровка, 12.

Анализируется концепция liberal arts(в русской традиции — «образование по модели свободных искусств и наук») — один из наиболее известных вариантов комплексной академической реформы, призванной, по замыслу ее авторов, решить одновременно целый ряд стоящих перед высшим образованием проблем: преодолеть кризис дисциплинарной специализации, повысить востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда, способствовать формированию у них гражданского самосознания и преобразованию антропологической конституции homo soveticusв антропологию homo economicus. Обсуждаются материалы международной конференции 2012 г., посвященной образованию по модели свободных искусств и наук в России и в мире, на основании которых авторы выявляют сильные и слабые стороны этой концепции в отечественном образовательном контексте.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-72-91

92–115

Ингрид Макларен - PhD, координатор секции английского языка на кафедре языка, лингвистики и философии, Университет Вест-Индии (Ямайка). Адрес: The University of the West Indies, Regional Headquarters, Kingston 7, Jamaica, W. I. E-mail: ingrimclaren@gmail.com

Описан опыт внедрения развития навыков письма на всем протяжении обучения (Writing across the Curriculum, WAC / Communication across the Curriculum, CAC) на факультете естественных наук Университета Вест-Индии. Результаты внедрения оцениваются на основании аналитических систем К. Энсона, а также У. Кондона и К. Ратц. Продвижение программы не вышло за рамки начального этапа, тем не менее ее участники смогли оценить преимущества внедрения WAC. Автор приходит к выводу, что на ход внедрения WAC оказывает существенное влияние социально-культурный и институциональный контекст этой деятельности. Для обеспечения успешности программ WAC недостаточно движения только «сверху вниз» или «снизу вверх», оптимальным и эффективным решением является комбинирование направлений распространения.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-92-115

116–131

Пег Пиплс - директор Института письма и мышления Бард-колледжа. Адрес: Bard College, Annandale-on-Hudson, NY 12504–5000. E-mail: peoples@bard.edu

Во многих странах мира, особенно в Восточной Европе и Азии, организаторы образования и учебные заведения сегодня обращаются к модели свободных искусств и наук, поскольку осознали ограничения традиционных дидактических методов — обучения, основанного на лекциях, механическом запоминании и жесткой дисциплине. В основании образования по модели свободных искусств и наук лежит педагогика, ориентированная на студента, т. е. педагогические практики и методы, которые побуждают студентов к активному исследованию, к индивидуальному высказыванию, к взаимодействию в группе — студентов, которые традиционно были пассивными реципиентами информации. Автор представляет одну из стратегий, применяющихся в Бард-колледже, в котором обучение построено по модели свободных искусств и наук, — программу «Язык и мышление». Она разработана с целью создать для преподавателя и студентов такую обстановку в аудитории, при которой процесс обучения становится интерактивным. Студентов побуждают к тому, чтобы задавать вопросы, строить предположения, активно вовлекаться в интеллектуальный поиск и сотрудничать друг с другом. Средством для такой организации работы в аудитории служат практики «написать, чтобы научиться». В программе «Язык и мышление» преподаватель не является монопольным обладателем знания, он ведет студентов, используя стратегии чтения и письма, к цели — формированию навыков владения речью и критического мышления.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-116-131

132–146

Дэвид Шайн - заместитель вице-президента и декан по учебной работе Бард-колледжа. Адрес: Bard College, Annandale-on-Hudson, NY 12504–5000. E-mail: shein@bard.edu

Научное руководство в рамках образования по модели свободных искусств и наук (Liberal arts, L A) определяется как практика руководства интеллектуальным развитием учащихся колледжей и выбором ими учебных дисциплин. Автор выдвигает и отстаивает три основных тезиса, определяющих роль научного руководства в формировании у студентов критического мышления и гражданственности — тех самых свойств личности, развитие которых является целью L A как важного катализатора социальных и политических изменений. Первый тезис: научное руководство критически важно для успеха L A, так что если оно даже не является составной частью этой модели, оно необходимо для ее реализации. Второй тезис: научное руководство является составной частью концепции L A ввиду той роли, которую оно играет в педагогике, ориентированной на учащегося, — краеугольном камне концепции L A. Третий тезис: ориентированная на учащегося педагогика не ограничивается пределами аудиторных занятий, она включает внеаудиторную и дополнительную деятельность, и концепция L A должна быть переосмыслена с учетом этих представлений. Эти тезисы, по мнению автора, составляют серьезный вызов концепции образования по модели свободных искусств и наук как она сформулирована Д. Беккером в статье «Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в.» 1, а также убеждениям специалистов, оспитанных в гумбольдтовской/европейской традиции.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-132-146

Теоретические и прикладные исследования

147–183

Михеева Светлана Александровна - кандидат экономических наук, доцент департамента государственного администрирования Школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). Адрес: 198088, Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 17. E-mail: smikheeva@hse.ru

Систематизированы теоретические подходы к оценке школьных учебников, анализируется сложившаяся практика экспертизы учебников, обосновывается необходимость формализации критериев оценки для повышения степени ее объективности. Предлагается система диагностируемых (измеримых) критериев оценки учебников и формулируются рекомендации по совершенствованию процедуры экспертизы при формировании федерального перечня учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ. Разработанная система критериев может быть использована также для проведения сравнительного анализа учебников по одному предмету в условиях их вариативности. На основе предложенной системы критериев проводится оценка качества и сравнительный анализ шести учебников экономики для старших классов общеобразовательных организаций, формулируются рекомендации для учителей экономики и обществознания по выбору учебников из федерального перечня.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-147-183

184–200

Поливанова Катерина Николаевна - доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Центра развития лидерства Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: kpolivanova@mail.ru

Вопилова Ирина Евгеньевна - аналитик Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: irina.vopilova@gmail.com

Козьмина Яна Яковлевна - младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: kozmina@gmail.com

Нисская Анастасия Константиновна - кандидат психологических наук, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: anastasiyanisskaya@yandex.ru

Сивак Елизавета Викторовна - младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: elizaveta.sivak@gmail.com

Адрес: Москва, 101000, Потаповский пер., 16/10.

Рассматриваются основные этапы в развитии образовательных программ для родителей в странах Европы, США и в России, выделяются их содержательные и организационные особенности. Первым этапом становления институализированного образования для родителей являются возникшие в конце XIX — начале XX в. школы для матерей, ориентированные на информирование родителей по вопросам гигиены и здоровья. Второй этап — появление в начале 60‑х годов XX в. тренингов, рассчитанных на развитие родительских компетенций и навыков. И наконец, наиболее современным трендом в проектировании образовательных программ для родителей можно считать программы, нацеленные на работу с личностью родителя, его самоэффективностью, т. е. с его представлениями о том, что он может справиться с решением задач по воспитанию ребенка, и что его действия приведут к желаемому результату. Обосновывается использование конструкта самоэффективности как содержательной основы для разработки образовательных программ. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня материнской самоэффективности и социальной поддержки, которое показало, что самоэффективность матерей связана не только с объективным объемом получаемой помощи, но и с оценкой этой помощи и с тем, в какой мере удается избежать противоречий и критики со стороны помощников. Описана авторская образовательная программа для родителей, разработанная с опорой на результаты данного исследования. Авторы утверждают, что умение выстраивать бесконфликтные отношения, договариваться или противостоять критике со стороны окружающих должно быть неотъемлемой частью образовательных программ, нацеленных на повышение уровня родительской самоэффективности.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-184-200

Практика

Факторы востребованности ведущих вузов России


201–233

Земцов Степан Петрович - кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории исследования корпоративных стратегий и поведения фирм Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. E-mail: spzemtsov@gmail.com

Еремкин Владимир Александрович - научный сотрудник лаборатории исследования корпоративных стратегий и поведения фирм ИПЭИ РАНХиГС. E-mail: eremkin@ranepa.ru

Баринова Вера Александровна - кандидат экономических наук, заведующая лабораторией исследования корпоративных стратегий и поведения фирм ИПЭИ РАНХиГС. E-mail: barinova-va@ranepa.ru

Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82/1.

Востребованность университета отражает его способность привлекать лучших абитуриентов. Целью работы было выявление основных факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения в России. В качестве индикатора востребованности использован средний балл ЕГЭ поступивших в вуз абитуриентов. Представлен обзор основных моделей и эмпирических исследований критериев, используемых абитуриентами при выборе вуза. Эконометрический анализ, проведенный для указанной зависимой переменной впервые, показал, что ключевыми факторами при выборе вуза являются узнаваемость бренда учебного заведения, успешность его выпускников, доходность вуза, качество преподавательского состава и расположение вуза. В ряде случаев значимой оказалась научно-исследовательская деятельность, однако влияние данного фактора косвенное. Технические вузы, сохранившие свою специализацию, востребованы, а привлекательность технических вузов, в которых увеличена доля студентов социально-экономических специальностей, ниже средней. Для повышения востребованности университетов в первую очередь целесообразно предпринимать усилия к тому, чтобы сделать узнаваемым его бренд: распространять информацию в Сети о достижениях выпускников, о проведенных научных исследованиях, об известных преподавателях.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-201-233

234–253

Радина Надежда Константиновна - доктор политических наук, профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ (Нижний Новгород). E-mail: nradina@hse.ru

Шаманина Светлана Андреевна - главный специалист управления образования администрации Ленинского района Нижнего Новгорода. E-mail: sbatrakova@yandex.ru

Адрес: Нижний Новгород, 603155, ул. Большая Печерская, 25/12.

Представлены результаты исследования содержания выпусков ток-шоу региональной («Вызовы жизни», ННТВ, Нижний Новгород) и федеральной («Пусть говорят», ОАО «Первый канал») телерадиокомпаний, посвященных проблемам образования и образовательной политики, за 2012–2013 гг. Основания для исследовательской рефлексии при рассмотрении этих материалов были получены с помощью изучения документов последних лет, регламентирующих образовательную политику России (законов, подзаконных актов, программ, конвенций и т. д.), которое позволило обозначить приоритетные направления этой политики: решение кадровой проблемы в российском образовании, повышение качества образования, усиление открытости образования, укрепление единства образовательного пространства России. Для исследования материалов ток-шоу применялся метод нарративного анализа: открытое кодирование с созданием на базе качественной оценки высказывания кодировочной системы и последующим применением статистических процедур для анализа матрицы данных. При этом использовалась техника риторической деконструкции социальных проблем П. Ибарра и Д. Китсьюз. На основе полученных данных описываются две стратегии в продвижении положений образовательной политики: информирование и просвещение (интеграция положений образовательной политики и практики), отчасти реализованные в ток-шоу региональной телерадиокомпании, и развлечение и контроль (акцентуированная негативная практика контроля над сознанием зрителей посредством шокирующего эмоционального воздействия), используемые в ток-шоу ОАО «Первый канал».

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-234-253

Статистика и социология образования

254–273

Башев Вячеслав Владимирович - кандидат психологических наук, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: vbashev@hse.ru
Дехант Дмитрий Климентьевич - ладший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: dmitry.dec@gmail.com
Лозинг Вячеслав Рудольфович - кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: vlozing@hse.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Анализируется перспектива нарастания дефицита учебных мест в системе общего образования Российской Федерации в период с 2014 по 2025 г. Показано, как рост численности детей школьного возраста, новые требования к организации деятельности и условиям обучения в школе, физический износ школьных зданий увеличивают потребность в дополнительных учебных местах. Установлено, что запланированные меры по введению дополнительных учебных мест не покрывают прогнозируемый дефицит учебных мест в системе общего образования Российской Федерации. Результаты анализа позволяют определить число учебных мест, которое необходимо ввести к 2025 г. (как без учета замены зданий, имеющих на 2014 г. уровень износа от 50 до 100%, так и с учетом замены этих зданий и строительства новых)

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-254-273

Из истории образования

274–291

Хисамутдинов Амир Александрович - доктор исторических наук, профессор Дальневосточного федерального университета. Адрес: Владивосток, 690950, ул. Суханова, 8. E-mail: khisamut@yahoo.com

В первой половине Х Х в. русские эмигранты создали в Китае сеть высших учебных заведений, основанных на дореволюционной образовательной системе России. На основании публикаций в периодике, а также мемуарной литературы автор прослеживает историю наиболее значительных учебных заведений: Юридического факультета в Харбине, Харбинского политехнического института, Государственного высшего педагогического института, Института ориентальных и коммерческих наук. В этих учебных заведениях формировалась и китайская интеллигенция: русские педагоги успешно обучали будущих инженеров, юристов, востоковедов, учителей, богословов и музыкантов.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-274-291

Книжные обзоры и рецензии

292–305

Любжин Алексей Игоревич - доктор филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Адрес: Москва, 103073, ул. Моховая, д. 9. E-mail: vulture@mail.ru

Рецензент полагает, что представленный Э. Дельбанко анализ вызовов, порожденных демократизацией доступа к высшему образованию в Америке, представляет большой интерес для читателей в России. В книге исследуются значение высшего образования для страны в целом и для каждого человека, специфика целей колледжей и университетов, влияние современных тенденций в развитии системы образования на социальное неравенство. Кратко резюмируя основные тезисы автора относительно истории американских колледжей, условий их создания, образа жизни учащихся и преподавателей, рецензент проводит параллели с российской системой образования. Он полагает, что размывание специфики высшего образования ради расширения его доступности представляет для России большую угрозу, чем для Америки, поскольку там гораздо более благоприятная исходная ситуация.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-292-305

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»