TY - JOUR TI -
Представления родителей московских школьников об успешной сдаче ГИА и ЕГЭ: возможности и барьеры
T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - основное общее образование KW - единый государственный экзамен (ЕГЭ) KW - Государственная итоговая аттестация KW - родители школьников KW - образовательные программы KW - способности KW - дополнительные занятия KW - социальное напряжение AB - Пишняк Алина Игоревна - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. E-mail: a.pishniak@socpol.ruХалина Наталья Вячеславовна - преподаватель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. E-mail: nhalina@hse.ruАдрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 9/11На основании данных проведенного ГАНУ «Институт гуманитарного развития мегаполиса» в апреле 2014 г. репрезентативного опроса 1516 родителей учеников 1-11‑х классов школ Москвы анализируются представления родителей о подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. Приведены результаты, полученные по группам родителей школьников разных возрастов, а также подробная информация в разрезе отдельных предметов школьной программы. Препятствиями к успешной сдаче и ГИА, и ЕГЭ, по мнению родителей учащихся столичных школ, сегодня являются содержание испытаний, индивидуальные особенности ребенка, плохие педагоги и плохие программы обучения. Градус переживаний в отношении экзаменов в 9-м классе существенно ниже, чем в 11-м. Основным препятствием к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ родители школьников считают плохие программы, а на плохих учителей сетуют менее 20% опрошенных. Большинство родителей полагают, что школьные занятия не позволяют ученикам сдать ГИА и ЕГЭ на высокий балл, причем более 30% опрошенных считают, что и дополнительные занятия не помогут получить высокие оценки за экзамены. Такие ожидания формируются у родителей уже в первые годы обучения их детей в школе. В сознании родителей школьников сдача ГИА и ЕГЭ связана с целым комплексом проблем: от убежденности в несостоятельности экзаменов как инструмента измерения знаний до страха оказаться неспособным обеспечить ребенку достойную подготовку к их сдаче. Авторы считают, что тема ГИА и ЕГЭ стала одним из источников социального напряжения для семей с детьми в мегаполисе. AU - А. И. Пишняк AU - Н. В. Халина UR - https://vo.hse.ru/2015--3/160508181.html PY - 2015 SP - 144-170 VL -