Скрыть
Раскрыть

Малошонок Н. Г. 1, Семенова Т. В. 1, Терентьев Е. А. 1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16

Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления

2015. № 3. С. 92–121 [содержание номера]

Малошонок Наталья Геннадьевна - кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: nmaloshonok@hse.ru

Семенова Татьяна Вадимовна - аспирант департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, аналитик Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: tsemenova@hse.ru

Терентьев Евгений Андреевич - аспирант департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. E-mail: terentev_e@bk.ru

Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20

Авторы ставят своей целью ввести в российскую исследовательскую практику разработки иерархической теории самодетерминации и теории достиженческих целевых ориентаций, продемонстрировав их объяснительный потенциал на примере исследования учебной мотивации студентов двух региональных университетов. В статье подробно представлены теоретические положения каждого подхода, а также рассмотрен пример их использования для анализа студенческой мотивации. На материале 37 полуструктурированных интервью со студентами двух региональных университетов показана специфика и достоинства каждой теории. Теория самодетерминации в ее расширенном варианте оказалась более продуктивной при изучении и объяснении мотивации студентов ввиду наличия проработанной типологии причин, побуждающих к учебной деятельности, универсальных потребностей, а также уровней функционирования мотивации. При этом рассматриваемые теории являются по сути комплементарными, поскольку фокусируются на разных аспектах учебной мотивации: в центре внимания теории достиженческих целевых ориентаций находится изучение целей участия студентов в учебной деятельности, в то время как иерархическая теория самодетерминации обращается к анализу причин вовлечения в учебный процесс.


DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-92-121

BiBTeX
RIS

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования