Скрыть
Раскрыть

Терентьев Е. А. 1,2, Груздев И. А. 1, Горбунова Е. В. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16

Суд идет: дискурс преподавателей об отсеве студентов

2015. № 2. С. 129–151 [содержание номера]
Терентьев Евгений Андреевич - магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. E-mail: eterentev@hse.ru

Груздев Иван Андреевич - магистр социологии, директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. E-mail: igruzdev@hse.ru

Горбунова Елена Васильевна - магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. E-mail: evgorbunova@hse.ru

Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20.

Представлены результаты дискурс-анализа текстов полуструктурированных интервью с преподавателями девяти российских вузов. В фокусе анализа — нарративы о студенческом отсеве и его причинах. В целом дискурс преподавателей является обвинительным по отношению к студенту. Все нарративы могут быть объединены и описаны в рамках метафоры судебного процесса. В наиболее явном виде сюжет с обвинением развивается в типе дискурса, который назван прокурорским, но и в дискурсах адвоката и судьи ответственность за отсев приписывается студентам. Все три дискурса конструируют символические барьеры между университетом и преподавателями с одной стороны и студентами с другой. Эти барьеры работают на обоснование непричастности преподавателей к студенческому отсеву. Ни в одном из типов дискурса не артикулируется миссия университета и не проблематизируются основания и цели его деятельности. Авторы высказывают предположение, что дискурс о «плохом студенте» является отражением реальных проблем, связанных с массовизацией образования и неизбежным изменением студенческого контингента. Анализ дискурса преподавателей позволяет выдвинуть гипотезу, что их реакция на эти изменения ограничивается фиксацией проблем и обоснованием своей непричастности к ним. Конструирование символических барьеров может включать установление границ не только по отношению к студентам, но и по отношению к изменениям, происходящим в системе образования. Такие границы крайне усложняют процесс адаптации к этим изменениям и делают его слабо управляемым.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-129-151
BiBTeX
RIS

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»