Скрыть
Раскрыть

Чащухин А. В. 1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 614070, Россия, Пермь, ул. Студенческая, д.38
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

«Отсутствие цели урока ведет к безыдейности в преподавании истории». Габитус и дискурс работников отделов народного образования начала 1950‑х годов

2015. № 1. С. 234–251 [содержание номера]
Чащухин Александр Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь). Адрес: 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38. E-mail: alexandr-pstu@mail.ru

Рассматриваются особенности габитуса и речевых практик работников отделов народного образования поздней сталинской эпохи. Эти люди зачастую оказываются «невидимыми» для исследователей школьной системы, традиционно фокусирующих свое внимание на изучении педагогов и школьников. Между тем именно инспекторы и заведующие роно и облоно, методисты и преподаватели институтов повышения квалификации, партийные функционеры, курирующие вопросы образовательной политики, осваивали и производили дискурсы, которые не просто были основой официальной отчетности: их речевые практики транслировались на школу, структурировали картину профессионального мира педагогов. В исследовании используются материалы проверки, организованной в 1949–1950 гг. по инициативе обкома партии Молотовским (Пермским) областным отделом народного образования. Проверяющих интересовало состояние преподавания двух школьных предметов, ответственных за идеологию: истории и Конституции СССР. Анализируются способы использования политического языка в профессиональной педагогической сфере, реконструируются механизмы оценивания работы школьного учителя и практики, под воздействием которых формировался габитус педагога-эксперта в системе образования.

DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-234-251
BiBTeX
RIS

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»