Скрыть
Раскрыть

Давыдова И. А. 1, Козьмина Я. Я. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов

2014. № 4. С. 169–183 [содержание номера]
Давыдова Ирина Александровна - стажер-исследователь Лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ. E-mail: idavydova@hse.ru

Козьмина Яна Яковлевна - младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ. E-mail: ikozmina@hse.ru

Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20.

Для анализа факторов, влияющих на уровень профессионального стресса и удовлетворенности работой у российских преподавателей высших учебных заведений, использованы данные международного исследования Changing Academic Profession, проведенного по единой методологии в 20 странах мира, включая Россию. На основании исследуемых характеристик профессионального самочувствия преподавателей вузов все страны, участвовавшие в исследовании, разделены на четыре группы. Россия относится к группе с низкими значениями обоих показателей, причем и уровень стресса, и удовлетворенность работой у российских педагогов ниже, чем у их коллег из всех стран — участниц проекта. Оценивается взаимосвязь исследуемых переменных с тремя группами факторов: требования к преподавателям и ресурсы, которые предоставляет им вуз для осуществления их профессиональной деятельности; индивидуальные профессиональные качества педагогов; их социально-демографические характеристики. В России, как и в других странах с низким уровнем стресса и удовлетворенности работой, данные показатели связаны с удовлетворенностью ресурсами, предоставляемыми вузом. Но, в отличие от других стран, для педагогов в России особенно важны нематериальные ресурсы: личное влияние в различных структурных подразделениях вуза, вовлеченность в коммуникацию, коллегиальность в принятии решений. В России стресс и удовлетворенность работой не связаны с должностью, заработной платой, стажем работы, тогда как, например, в Германии и Аргентине удовлетворенность работой связана с должностью.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-4-169-183
BiBTeX
RIS

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования