Скрыть
Раскрыть

ДеКорте Э. 1
  • 1 Центр педагогической психологии и образовательных технологий (CIP&T) Университета Левена (Бельгия), Katholieke Universiteit Leuven, Oude Markt, 13, Bus 50053000 Leuven, Belgium

Анализ деятельности университетов Западной Европы: от оценки качества до аккредитации (пер. с англ. Н. Микшиной)

2014. № 4. С. 36–57 [содержание номера]
Эрик Де Корте - почетный профессор Центра педагогической психологии и образовательных технологий (CIP&T) Университета Левена (Бельгия).
Адрес: Katholieke Universiteit Leuven, Oude Markt, 13, Bus 5005 3000 Leuven, Belgium. E-mail: Erik.DeCorte@ppw.kuleuven.be

Национальные схемы анализа высшего образования в Западной Европе ведут отсчет с середины 1980‑х годов и впервые сложились в Нидерландах, Фландрии, Франции и Великобритании. В последующие годы подобные системы анализа начали применять многие другие западноевропейские страны. За последние 30 лет эти системы претерпели значительные изменения. В данной статье рассматриваются следующие вопросы, касающиеся анализа высшего образования в Западной Европе: факторы, обусловившие возникновение схем анализа высших учебных заведений в Западной Европе в середине 1980‑х годов; основные понятия, используемые при анализе программ высшего образования (обеспечение качества, качество, контроль качества, управление качеством, аудит качества, оценка качества, анализ и аккредитация). Критерии оценки качества, введенные в середине 1980‑х годов, применялись вплоть до начала XXI в., и преимущественное внимание при оценивании уделялось возможностям совершенствования высшего образования. В статье представлена голландская система  оценки качества университетов как показательный пример такого рода систем в государствах Западной Европы. Практика оценки качества университетов, безусловно, способствовала совершенствованию системы высшего образования, тем не менее в первые годы XXI в. в Западной Европе на смену схемам оценки качества пришла система аккредитации, под которой понимается получение официального заключения о соответствии учебного курса или образовательного учреждения определенным стандартам. В основе аккредитации, конечно, тоже лежит оценка качества образования, но при этом фокус внимания переносится с совершенствования высшего образования на его подотчетность. В качестве примера здесь также рассматривается голландская схема аккредитации. Смещение акцентов с совершенствования на подотчетность, а также бюрократическая волокита, сопровождающая процесс аккредитации, и его дороговизна стали причиной все более  жесткой критики новой схемы оценивания университетов. Состоялись чрезвычайно бурные дискуссии и напряженные консультации, результатом которых стал пересмотр системы аккредитации, новый вариант которой применяется в Нидерландах с 2012 г. В статье анализируются основные изменения в процедуре аккредитации. Вместе с итоговыми замечаниями автор дает прогноз на будущее относительно систем оценивания качества высшего образования.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-4-36-57
BiBTeX
RIS

Новости

29 ноября 2019

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышли новые книги


27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества