Скрыть
Раскрыть

Ястребов Г. А. 1, Пинская М. А. 1, Косарецкий С. Г. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария

2014. № 4. С. 58–95 [содержание номера]
Ястребов Гордей Александрович - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа  развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ, докторант European University Institute (Флоренция). E-mail: gordey.yastrebov@gmail.com

Пинская Марина Александровна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: m-pinskaya@yandex.ru

Сергей Геннадьевич Косарецкий - кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: skosaretski@hse.ru

Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20.

Представлен возможный подход к оценке результатов деятельности образовательных организаций, позволяющий учесть их социальную специфику. В его разработке авторы руководствовались: 1) результатами многочисленных исследований, подтверждающих обусловленность образовательных результатов контекстными факторами (как в России, так и за рубежом); 2) зарубежным опытом в решении аналогичных задач; 3) соображениями доступности минимально необходимой информации для осуществления подобных оценок в современных российских реалиях. Идея, положенная в основу предлагаемого инструмента оценки, состоит в том, что при наличии необходимых данных можно эмпирически выявить устойчивые соотношения между учебными достижениями учащихся и контекстными показателями (например, различными характеристиками социального состава учащихся). В исследовательской практике поиск этих соотношений осуществляется средствами множественного регрессионного анализа. Результаты данного анализа — установленные эмпирические соотношения — затем могут быть использованы для «дисконтирования» формальных достижений, т. е. формулирования обоснованных повышенных ожиданий для организаций, работающих в благоприятных контекстах, и более скромных ожиданий для организаций, функционирующих в более сложных условиях. Обсуждаются два варианта использования этой информации: на основе формулы или на основе специального индекса (индекс социального благополучия школы), разработанного авторами. Рассматриваются ограничения в использовании предлагаемых инструментов. Раскрываются перспективы учета контекстных показателей в системе оценки качества образования в России.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-4-58-95
BiBTeX
RIS

Новости

20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»


17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”