Скрыть
Раскрыть

Шиллер-Валицка И.1
  • 1 Институт истории науки Польской академии наук, al. Solidarności, 105, Warszawa, Polska

Мифы и стереотипы: несколько замечаний об истории образования в Царстве Польском в XIX в. (пер. c польского Я. Шумского)

2014. № 3. С. 223–243 [содержание номера]
Иоанна Шиллер-Валицка - профессор Института истории науки Польской академии наук (Варшава, Польша). Адрес: al. Solidarności, 105, Warszawa, Polska. E-mail: j.schiller@onet.eu

Автор считает, что некоторые широко распространенные представления об истории польской школы нуждаются в корректировке. Чрезмерным упрощением было бы считать, что в течение всего XIX в. образовательная система Польши подвергалась русификации. Перед Польским восстанием в январе 1863 г. образовательная система в государстве — если судить по языку преподавания и по этническому составу преподавательского корпуса — была абсолютно польской. Русификация началась только в 1870‑х. Правильней было бы говорить о русификациях, которые имели разные по глубине и продолжительности последствия, а в ряде периодов XIX в. данное явление отсутствовало. Рассматриваются особенности образовательной политики в Польше во времена Варшавского княжества (1807–1815) — построение слаженной и многоуровневой системы публичного образования, реализующей интересы всех сословий общества; в 1820‑е годы — усиление контроля над просвещением и клерикально-консервативные тенденции в содержании образования; в период между восстаниями 1830–1831 г. и 1861–1864 гг. — приведение системы образования на территории Царства Польского к единообразию с российской системой; возвращение к польскому характеру образования на волне так называемой послесевастопольской оттепели. Особое внимание уделяется 46-летней деятельности российского университета в Варшаве — институции, насажденной российскими властями сверху, но сумевшей выработать собственные университетские традиции и культурно-научные цели.
BiBTeX
RIS

Новости

21 апреля 2022

XIII Конференция исследователей высшего образования (ИВО) 2022: call for papers


31 марта 2022

Секции на тему образования в программе XXIII Ясинской международной научной конференции


30 марта 2022

XXIII Ясинская (Апрельская) конференция по проблемам развития экономики и общества