Скрыть
Раскрыть

2014. №3

Образовательная политика

8–29

Де Корте Эрик - почетный профессор Центра педагогической психологии и образовательных технологий (CIP&T) Университета Левена (Бельгия). Адрес: Katholieke Universiteit Leuven, Oude Markt, 13, Bus 50053000 Leuven, Belgium. E-mail: Erik.DeCorte@ppw.kuleuven.be

Современный взгляд на наше общество как на обучающееся подразумевает, что образовательная система должна быть ориентирована (в большей степени, чем раньше) на развитие и воспитание у учащихся адаптивной компетенции, т. е. способности осознанно и гибко применять полученные знания и навыки в различных контекстах. На основании результатов недавнего исследования мы в данной статье в первую очередь обсуждаем следующий вопрос: чему именно требуется научиться, чтобы приобрести адаптивную компетенцию в какой-либо области? Мы считаем, что для развития адаптивной компетенции необходим комплекс когнитивных, эмоциональных и мотивационных компонентов, а именно: предметная база в виде структурированных знаний в определенной области, навыки использования эвристических методов мышления, метазнания — представления о собственной когнитивной деятельности, мотивации и эмоциях, навыки саморегуляции для управления собственными когнитивными, мотивационными и эмоциональными процессами, а также позитивные убеждения в отношении себя как учащегося и в отношении обучения в различных областях. Далее мы задаемся следующим вопросом: каковы характеристики процессов обучения, продуктивных с точки зрения приобретения адаптивной компетенции? Обучение, целью которого является формирование адаптивной компетенции, должно представлять собой конструктивный, саморегулируемый, конкретный и совместный (КСКС) процесс формирования знаний и навыков. Каким образом преподаватель может стимулировать обучение по типу КСКС? В статье приведен пример создания действенной обучающей среды,  ориентированной на повышение эффективности обучения студентов первого курса.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-8-29

Теоретические и прикладные исследования

30–53

Белов Андрей Васильевич - доктор экономических наук, профессор Университета префектуры Фукуи, Япония. Адрес: Japan, 910–1195, Fukui, Eiheiji-Town, Matsuoka, Kenjojima 4-1-1. E-mail: abelov@fpu.ac.jp

Золотов Александр Владимирович - доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Адрес: Нижний Новгород, 603950, ул. Гагарина, 23. E-mail: avzolotov2@gmail.com

Сокращение государственного финансирования, рост социальной дифференциации и падение численности студентов в 1990–2000‑х годах подтолкнули структурную перестройку университетов Японии. Реформы повлияли на широту охвата населения высшим образованием, стоимость и качество университетского образования. Государство сосредоточило ресурсы в небольшом числе избранных университетов, а в отношении основной массы частных учебных заведений отказалось и от жесткого регулирования, и от широкой поддержки. Задачу сопоставления цены и качества образования и выбора университета государство предоставило решать потребителю, сведя собственную функцию к раскрытию данных о деятельности университетов и их эффективности и к устранению асимметрии информации. Концентрация средств в небольшом числе учебных заведений при сокращении общих объемов финансирования привела скорее к увеличению различий между группами вузов, чем к повышению среднего уровня образования в стране. Возникла ситуация, которую можно считать провалом рынка, для развития вертикальных связей и межуниверситетской кооперации потребовалась интервенция государства. Японский опыт оптимизации образовательного процесса может представлять интерес для многих стран, включая Россию.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-30-53

54–73

Пронин Александр Сергеевич - старший преподаватель кафедры менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. E-mail: aspronin@hse.ru

Веретенник Елена Вадимовна - аспирант, преподаватель кафедры менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. E-mail: veretennik@hse.ru

Семенов Александр Владимирович - независимый исследователь. E-mail: semenoffalex@gmail.com

Адрес: 198099, Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 17.

Работе присуждено 2‑е место на Конкурсе научных работ молодых ученых 2013 г.

Представлен и протестирован способ реорганизации студенческих учебных групп с помощью анализа социальных сетей (Social Network Analysis, SNA). Задача, сформулированная администрацией факультета менеджмента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), состояла в том, чтобы сформировать на основе имеющихся четырех учебных групп 2‑го курса бакалавриата три новые. Главным условием выступало сохранение сложившихся дружеских и деловых отношений между студентами. Технические требования состояли в обеспечении равного размера новых групп (26 студентов) и эквивалентного уровня академической успеваемости (измерялась по среднему баллу студентов за семестр). Представлен алгоритм решения задачи с использованием инструментов SNA, включающий две возможные стратегии для групп с разной структурой взаимодействия: это стратегия «слабого звена» (выбрать наименее целостную учебную группу, разделить ее и дополнить выделенными кластерами остальные три группы) и стратегия «плавильного котла» (реформировать все четыре группы курса в абсолютно новые кластеры на основании оценок учебного взаимодействия). При сравнении полученных за последующие 1,5 года рейтинговых оценок успеваемости выявлен рост среднего балла студентов в группах, сформированных с учетом межличностных оценок и взаимодействия. Предлагаемый метод группировки может использоваться для изменения структуры учебных групп и курсов в ситуациях естественного сокращения численности студентов, а также при формировании проектных команд в рамках исследовательских курсов или научных лабораторий.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-54-73

74–99

Прахов Илья Аркадьевич - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, ул. Мясницкая, 20. E-mail: ipra@inbox.ru

Работе присуждено 3‑е место на Конкурсе научных работ молодых ученых 2013 г.

Построена модель образовательных стратегий абитуриентов, позволяющая оценить отдачу от инвестиций в дополнительную подготовку в баллах ЕГЭ. Установлено, что в новых институциональных условиях приема в вузы абитуриенты используют традиционные формы подготовки к поступлению, хотя ожидалось, что после унификации экзаменационной системы они будут реже прибегать к дополнительным занятиям для подготовки к поступлению в вуз. Проведен опрос студентов-первокурсников и их родителей, всего 1600 домохозяйств в 16 наиболее крупных российских городах. На основе оценки модифицированной функции образовательных достижений учащихся выявлена положительная связь между денежными инвестициями и затратами времени на дополнительную подготовку на курсах, с одной стороны, и результатами ЕГЭ — с другой, хотя отдача от этих инвестиций оказалась невысока. С одной стороны, это означает, что результаты ЕГЭ связаны с усилиями абитуриентов, с другой — что занимающиеся дополнительно вне школы могут получить преимущество в итоговых баллах, которое создает неравенство в доступе к высшему образованию. Влияние школы и школьной успеваемости в ряде случаев является более существенным, чем эффект дополнительной подготовки.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-74-99

100–117

Меликян Алиса Валерьевна - магистр, M. Sc., старший преподаватель кафедры архитектуры программных систем НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20. E-mail: amelikyan@hse.ru

Представлены результаты исследования 27 действующих международных сетей университетов, созданных в разные годы и объединяющих 1119 организаций-членов из 117 стран. Выявлены и описаны основные характеристики этой формы межвузовского партнерства, такие как обстоятельства создания, географическое расположение партнеров, типы организаций-партнеров, статусы партнеров, барьеры на входе для новых участников, специализация деятельности, финансирование, руководство, формы взаимодействия. Проанализирована включенность в международные сети университетов разных стран, в частности ведущих российских вузов. Исследование основано на анализе информации о действующих международных сетях университетов, размещенной на их официальных веб-сайтах и в открытом доступе в Интернете: ежегодных отчетов о деятельности международных сетей университетов, их стратегических планов развития, текстов договоров о сотрудничестве между партнерами, интервью представителей вузов и координаторов сетей.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-100-117

Практика

118–134

Авраамова Елена Михайловна - доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Адрес: Москва, 119034, Пречистенская наб., 11. E-mail: eavraamova@yandex.ru

Клячко Татьяна Львовна - доктор экономических наук, профессор, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС. Адрес: Москва, 119571, пр. Вернадского, 82. E-mail: tlk@ranepa.ru

Логинов Дмитрий Михайлович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИСАП РАНХиГС. Адрес: Москва, 119034, Пречистенская наб., 11. E-mail: dmitrloginov@gmail.com

С целью выяснить текущую оценку родителями школьников положения дел в школе и их ожидания, связанные с ростом заработной платы учителей, в мае-июне 2013 г. Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации провел опрос 3300 родителей (законных представителей) школьников в Свердловской, Воронежской и Ивановской областях. Этот мониторинг продолжается и в 2014 г. На основании полученных данных проанализированы запросы семей к системе школьного образования и степень их удовлетворенности, достаточность школьного обучения для сдачи ГИА и ЕГЭ, представления родителей об эффективности школьного образования в контексте повышения заработной платы учителей. Существенной разницы в восприятии родителями учащихся школьной ситуации в разных регионах, несмотря на значительные объективные различия в уровне жизни, не выявлено. Запросы родителей к школе сводятся к трем основным задачам: дать детям знания, необходимые в дальнейшей жизни и работе; обеспечить социализацию; привить склонность к спорту и продуктивным досуговым занятиям. Сильные специализированные школы, по мнению родителей, эффективнее выполняют эти задачи. Авторы делают вывод, что повышение зарплаты учителей пока не стимулировало процесс сокращения дифференциации школ по качеству образования. Несмотря на довольно высокую удовлетворенность школьным образованием в целом, родители склоняются к мнению, что без дополнительных занятий их дети не смогут сдать ГИА и ЕГЭ на высокие баллы.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-118-134

135–151

Козьмина Яна Яковлевна - младший научный сотрудник Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101000, Мясницкая ул., 20. E-mail: ikozmina@hse.ru

Работе присуждено 3‑е место на Конкурсе научных работ молодых ученых 2013 г.

Автор оценивает предпочтения представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов в отношении научной деятельности и преподавания, структуру их рабочего  времени, научную продуктивность и то, как различаются в этом отношении вузы с особым статусом и без особого статуса. Эмпирической основой работы послужили данные двух международных исследований, проводившихся в том числе и в России: International Academic Profession (1991–1993 гг.) и Changing Academic Profession (2007–2012 гг.). В России большинство преподавателей вузов отдают предпочтение преподавательской деятельности перед исследовательской, в отличие от работников академической сферы многих других стран. При этом распределение предпочтений у преподавателей вузов со статусом «научно-исследовательский университет» не отличается от такового у преподавателей в вузах без особого статуса. Несмотря на то что нагрузка на работе у преподавателей, предпочитающих исследовательскую деятельность, выше и задачи, решаемые ими в ходе работы, менее рутинные, они испытывают меньше стресса, а удовлетворенность работой у них выше. Автор приходит к выводу, что распределение предпочтений преподавателей отражает особенности системы высшего образования в СССР и РФ: фокусирование вузов на преподавании, отделение науки от вузов, низкое финансирование вузов вообще и их научной деятельности в частности.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-135-151

152–173

Леутина Антонина Леонидовна - кандидат педагогических наук, докторант Московского государственного университета культуры и искусств. Адрес: Московская область, г. Химки, 141406, ул. Библиотечная, 7. E-mail: tonya999@list.ru

На основании анализа результатов контент-анализа публикаций в научно-педагогических периодических изданиях и сборниках за 2006–2013 г. автор делает вывод о преобладании в современной теории педагогики адаптационной парадигмы социализации. Ее широкое распространение в теоретической педагогике, призванной предвидеть социально-экономические изменения, не соответствует потребностям общества в воспитании больших групп людей с высоким уровнем креативности.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-152-173

Статистика и социология образования

174–196

Иванюшина Валерия Александровна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). E-mail: ivaniushina@hse.ru

Александров Даниил Александрович - кандидат исторических наук, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки». E-mail: dalexandrov@hse.ru

Адрес: Санкт-Петербург, 190008, ул. Союза печатников, 16.

Представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социальнопсихологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тыс. анкет школьников из нескольких регионов России) проанализированы охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; наиболее популярные виды занятий для тех или иных возрастных групп; возрастной диапазон, в котором дети наиболее активно вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий. Показано, что занятия структурированной внеклассной деятельностью, в отличие от неструктурированной, коррелируют с высокой самооценкой (как общей, так и академической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-174-196

Дискуссия

197–222

Коган Ефим Яковлевич - доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования. E-mail: efkogan@yandex.ru

Кутейницына Татьяна Григорьевна - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Приволжского филиала Федерального института развития образования. E-mail: kuteinit@mail.ru

Прудникова Виктория Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, директор Приволжского филиала Федерального института развития образования. E-mail: PrudnikovAVA@yandex.ru

Адрес: г. Самара, 443056, пр. Масленникова, 37.

Проведено многоаспектное исследование места и роли общеобразовательных школ, реализующих программы повышенного уровня, в региональной системе образования. Внимание к этой проблеме обусловлено изменениями, внесенными Ф З «Об образовании в РФ»: в новой редакции из классификации образовательных учреждений исключен этот тип школ — лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением ряда предметов. Статья состоит из двух частей. В первой исследуется реальный уровень образовательных услуг, предлагаемых школами повышенного статуса, в условиях, когда нормативная база не регулирует этот тип обучения. Вторая часть представляет собой разработку региональной модели управления общеобразовательными программами повышенного уровня, задача которой — мотивировать школьника на освоение профессий, важных для развития региона. Проанализированы уставы, программы развития, публичные доклады, учебные планы и образовательные программы учреждений повышенного уровня. На вопросы анкеты о деятельности образовательных учреждений ответили руководители школ повышенного уровня. Представлены принципы организации региональной модели осуществления общеобразовательных программ повышенного уровня, общая схема их размещения и реализации, система контроля размещения и исполнения государственного задания на реализацию общеобразовательных программ повышенного уровня.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-197-222

Из истории образования

223–243

Иоанна Шиллер-Валицка - профессор Института истории науки Польской академии наук (Варшава, Польша). Адрес: al. Solidarności, 105, Warszawa, Polska. E-mail: j.schiller@onet.eu

Автор считает, что некоторые широко распространенные представления об истории польской школы нуждаются в корректировке. Чрезмерным упрощением было бы считать, что в течение всего XIX в. образовательная система Польши подвергалась русификации. Перед Польским восстанием в январе 1863 г. образовательная система в государстве — если судить по языку преподавания и по этническому составу преподавательского корпуса — была абсолютно польской. Русификация началась только в 1870‑х. Правильней было бы говорить о русификациях, которые имели разные по глубине и продолжительности последствия, а в ряде периодов XIX в. данное явление отсутствовало. Рассматриваются особенности образовательной политики в Польше во времена Варшавского княжества (1807–1815) — построение слаженной и многоуровневой системы публичного образования, реализующей интересы всех сословий общества; в 1820‑е годы — усиление контроля над просвещением и клерикально-консервативные тенденции в содержании образования; в период между восстаниями 1830–1831 г. и 1861–1864 гг. — приведение системы образования на территории Царства Польского к единообразию с российской системой; возвращение к польскому характеру образования на волне так называемой послесевастопольской оттепели. Особое внимание уделяется 46-летней деятельности российского университета в Варшаве — институции, насажденной российскими властями сверху, но сумевшей выработать собственные университетские традиции и культурно-научные цели.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-223-243

244–262

Аминов Тахир Мажитович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы, главный научный сотрудник Института социализации и образования РАО. Адрес: Республика Башкортостан, 450097, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а. E-mail: tahir-aminov@yandex.ru

Обзор системы профессионального образования в дореволюционной Башкирии. Выявлены особенности ее становления, обусловленные географическими, экономическими, историческими, этническими и религиозными условиями. Охарактеризованы такие направления образования, как религиозное, педагогическое, медицинское, коммерческое, юридическое, техническое, ремесленное, сельскохозяйственное. Выделен позитивный опыт, имеющий значимость для современной системы образования.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-244-262

Книжные обзоры и рецензии

263–266

Матс Хансон  - почетный профессор Королевского технологического института (Швеция), декан Сколковского института науки и технологии. Адрес: Московская область, Одинцовский район, 143025, Сколково, ул. Новая, 100. E-mail: hanson@skolkovotech.ru

В ноябре 2014 г. в серии «Библиотека журнала „Вопросы образования“» выходит книга Эдварда Ф. Кроули, Йохана Малмквиста, Сорен Остлунд, Дорис Р. Бродер, Кристины Эдстрем «Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO» (2-е изд., пер. с англ. С. Рыбушкиной, науч. ред. А. Чучалин)1. Поскольку оригинальная книга профессора Эдварда Кроули и его коллектива вышла в издательстве «Шпрингер» в марте 2014 г., зарубежные специалисты уже успели составить свое мнение о ней. Предлагаем вашему вниманию два отзыва на книгу — профессора Матса Хансона из Швеции и профессора Клемана Фортина из Канады.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-263-268

266–268

Клеман Фортин   - старший советник президента Сколковского института науки и технологии. Адрес: Московская область, Одинцовский район, 143025, Сколково, ул. Новая, 100. E-mail: c.fortin@skolkovotech.ru

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-266-268

269–282

Павлюткин Иван Владимирович - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, д.20 E-mail: euhominid@gmail.com

Книга известного американского философа Марты Нуссбаум — составная часть серии публикаций автора в защиту гуманитарных наук и искусств. Представления автора об упадке демократического образования в современном мире разделяют многие эксперты. Он проявляется в засилье тестирования и мониторингов, сокращении учебных мест на программах по философии, перераспределении средств в пользу естественнонаучных и инженерных вузов. Автор отстаивает идею образования для воспитания граждан мира и проводит различение между образованием ради прибыли и демократическим образованием. На место старой модели общественного развития, опирающейся на логику экономического роста, должна прийти новая модель, основанная на развитии человеческого потенциала. Воспитание граждан демократических государств ставит своей целью выработку у них критического мышления и способности смотреть на мир с точки зрения других людей и сочувствовать им. Раскрываются основные принципы так называемой сократической педагогики, которая, по мнению Нуссбаум, становится центральной практикой гуманитарного образования в западной культуре. Такая практика приводит учащихся к необходимости самостоятельно думать и аргументированно спорить, не опираясь на общепринятое или авторитетное мнение.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-269-282

Размышления о ...

Язык педагогики


283–302

Кожевникова Маргарита Николаевна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 2. E-mail: margaritakozh@yandex.ru

Тезис автора состоит в том, что языковые игры, выявляемые в педагогических текстах, отражают социальные практики педагогики. В статье обсуждаются явления сухости, точности и строгости в отношении языка педагогики и проблема метода науки, лежащая в их подоплеке. Эти вопросы подводят к размышлениям о природе педагогики, ее месте и миссии. Рассмотрение терминов, мемов, концептов, идеологем языка педагогики дает основания автору сделать вывод о языковой герметичности и обратиться к социальным основаниям этого феномена. Анализ проблемы помогает прояснить, каким образом доминирующие в педагогике методология, язык, социальные структуры и отношения, испытывающие сильное влияние бюрократизации (менеджеристской парадигмы), составляют то поле, в котором глубокие образовательные идеи имеют малую проходимость.

DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-283-302

Новости

20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»


17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”