Скрыть
Раскрыть

2014. №1

Теоретические и прикладные исследования

8–24

Тюменева Юлия Алексеевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. E-mail: jtumeneva@hse.ru

Вальдман Алена Игоревна - стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. E-mail: alena.valdman@gmail.com

Карной Мартин (Martin Carnoy) - PhD, Professor at School of Education, Stanford University, Stanford, California 94305. E-mail: carnoy@stanford.edu

Цель исследования — оценить связь степени сформированности предметных знаний и умений с их переносом в неакадемический контекст. Работа основана на анализе российских данных международных исследований TIMSS и PISA. Задания TIMSS связаны скорее с владением предметным содержанием, задания PISA — с умением применять предметное знание в широком жизненном контексте. Выборка — 4241 школьник из России, принявший участие как в TIMSS-2011, так и в PISA-2012. На основании средних результатов каждого учащегося в математических заданиях TIMSS (PV) все учащиеся были разделены на шесть групп. Определены 10 и 20 самых трудных заданий PISA на основании однопараметрической модели Раша. Подсчитан процент самых трудных заданий PISA, решенных в каждой TIMSS- группе. Этот показатель выступил мерой способности учащихся переносить предметные знания в новый контекст и применять их для решения реальных жизненных задач. В результате была выявлена положительная связь между уровнем сформированности предметного знания и способностью перенести и применить его в ситуации, приближенной к реальной: чем лучше учащийся владеет предметным материалом по математике, тем с большей вероятностью он сможет применить это знание для решения проблемы в неакадемическом контексте. Однако эта связь не является линейной: только владение материалом на самом высоком уровне значительно облегчает перенос. Средние уровни владения предметным материалом мало дифференцируют успешность в контекстуальных задачах.

25–45

Левинзон Анна Иосифовна - старший преподаватель отделения фундаментальной и прикладной лингвистики факультета филологии НИУ ВШЭ. E-mail: anna.j.levinzon@gmail.com

Анализируя базовые принципы массового обучения письму в Великобритании, Канаде и США, автор предлагает изменить принятую в российской системе образования модель развития письменной речи школьников. Первое направление изменений связано с подбором текстов, реакцией на которые становится сочинение школьника. Важнейшими их свойствами должны быть присутствие конфликта, выражение актуального для ребенка эмоционального состояния и высокая степень авторизованности. Во-вторых, автор считает нужным пересмотреть типы письменных работ, которые учащийся выполняет на уроке и дома. В частности, российским педагогам рекомендуется предложенная Д. Грейвзом методика обучения письменному оформлению содержания, значимого исключительно для ученика заранее не известного учителю. В-третьих, нуждаются в ревизии образцовые модели, включенные в учебники по развитию речи. Обосновывается необходимость перехода от обучения норме к представлению средств, адекватных авторскому замыслу и не ограниченных принадлежностью к литературному языку. Ресурсом, способным поставлять материал для упражнений, может стать Национальный корпус русского языка — электронная база данных, демонстрирующая актуальные тенденции современного письменного дискурса. Реализация данных предложений, по мнению автора, стимулировала бы, среди прочего, объединение разных социальных групп на основе признания значимости культурной традиции.

Практика

46–63

Володина Галина Емельяновна - кандидат экономических наук, директор филиала НИУ ВШЭ в Перми, доцент факультета менеджмента НИУ ВШЭ-Пермь. E-mail: g.volodina@hse.ru

Оболонская Алла Владимировна - заместитель директора филиала НИУ ВШЭ в Перми по дополнительному профессиональному образованию, доцент факультета экономики НИУ ВШЭ-Пермь. E-mail: aobolonskaya@hse.ru

Ратт Татьяна Андреевна - кандидат педагогических наук, начальник отдела развития Университетского округа НИУ ВШЭ в Перми. E-mail: tratt@hse.ru

Раскрыты цель, содержание и технологии экспериментальной деятельности Пермского филиала НИУ ВШЭ по созданию Университетско-школьного кластера как инновационной формы управления процессом совершенствования предметных компетенций учителей Пермского края. Охарактеризована организационная структура кластера, определены уникальные особенности форм и технологий взаимодействия участников проекта (учителей и преподавателей университетов), проанализированы результаты деятельности Университетско-школьного кластера на I этапе его развития. Инновационность деятельности в формате кластера состоит в современном содержательно-технологическом обеспечении работы предметных кафедр кластера; в разработке и реализации специальной технологии мониторинга уровня предметно-содержательной компетенции учителей в течение всего проекта; в индивидуальном тьюторском сопровождении процесса совершенствования предметной компетенции учителей; в создании и оптимальном методическом наполнении единого пространства интерактивного общения участников проекта — специального сайта Университетско-школьного кластера.

64–79

Родина Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ. E-mail: nrodina@hse.ru

На основании обзора литературных источников выделены факторы, определяющие разную значимость прибавки к зарплате для педработников разных регионов. К ним относятся: структура экономики региона; стадия ее экономического развития — рост или спад; доля отраслей бюджетного сектора в экономике региона; особенности территории, проявляющиеся в том, что показатель среднемесячной заработной платы в регионе не отражает реальный уровень жизни населения. Прослежено изменение оплаты труда педагогических работников разных уровней образования по российским регионам за период с 2011 г. по I полугодие 2013 г. Установлено, что динамика заработной платы педагогических работников соответствует тенденции сокращения неравенства и снижения поляризации в распределении российских регионов по доходам населения. В то же время происходит увеличение неоднородности субъектов Российской Федерации по покупательной способности заработной платы педагогов. Автор обосновывает актуальность проведения исследований, направленных на выявление значимости, в том числе субъективной, прибавки к заработной плате педагогов в разрезе субъектов Российской Федерации.

80–91

Агранович Марк Львович - кандидат экономических наук, руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования. E-mail: magran@firo.ru


Предлагается способ приведения к сопоставимому виду результатов тестирования учащихся,когда показатели теста имеют разные параметры распределения или даже разные шкалы. Его использование показано на примерах сравнения результатов ЕГЭ по разным предметам и за разные годы, а также результатов ЕГЭ и ГИА.

92–109

Сизых Анастасия Дмитриевна - студентка 1-го курса магистратуры Asper School of Business, University of Manitoba, стажер-исследователь Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. E-mail: anastasia.sizykh@gmail.com

Цель работы — изучение карьерных траекторий и мотивации как потенциальных преподавателей и исследователей (аспирантов), так и тех, кто уже работает в университете (профессорско-преподавательский состав). Проведено 27 полуструктурированных интервью в трех российских вузах и одном канадском университете. Для российских вузов выявлены три типа академических карьер, особенности которых обсуждаются применительно к проблемам утечки и старения кадров и совершенствования условий труда. Показано, что мотивация обучения в аспирантуре помимо интереса к науке имеет своим источником мнение значимых других, стремление повысить статус для продвижения по неакадемической карьерной лестнице, а для мужчин также желание избежать службы в армии. Очевидный фактор недовольства сотрудников университета условиями труда — низкая заработная плата не является единственным минусом академической среды как места работы. Восприятие академическими сотрудниками в России и Канаде позитивных и негативных сторон работы в университете имеет мало общего и является, скорее, специфичным для каждой страны.

110–133

Рубашкин Дмитрий Давидович - кандидат технических наук, директор инновационного центра «Технологии современного образования». Адрес: Санкт-Петербург, 199034, Биржевая линия, д. 16. E-mail: dmitry@mart.spb.ru

Традиционная курсовая форма обучения учителей не отвечает требованиям времени, равно как и репродуктивная модель обучения школьников. В качестве альтернативы предлагается новая проектная форма повышения квалификации, основная идея которой состоит в организации коллективной работы преподавателей из одной школы по созданию новых учебных практик на основе электронных образовательных ресурсов и программных инструментов. Описаны условия и результаты международного образовательного проекта «ИКТ-среда обучения. Создаем и используем вместе», реализованного в 2010–2012 гг. с участием педагогов и экспертов из России и Финляндии. По пять школьных команд из каждой страны должны были освоить новые технологии, создать электронные учебные материалы и внедрить их в собственную учебную практику. Обсуждаются варианты оценивания успешности выполнения коллективных проектов: на основании самооценки прогресса в профессиональном развитии участников проекта или на основании качества созданных учебно-методических материалов. Обосновываются преимущества кластерной модели организации проектной работы учителей — объединения групп школ в кластер по территориальному принципу или на основании единства педагогических подходов.

134–161

Сацик Владимир Иванович - кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии, научный сотрудник Института высшего образования Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, Адрес: Киев, 03680, просп. Победы, д. 54/1. E-mail: vsatsik@gmail.com

Среди ключевых факторов глобальной конкурентоспособности университетов автор выделяет стратегически важную роль государства. На основании статистических данных проанализированы уровни государственных и частных расходов на высшее образование и показатели качества высшего образования в 50 странах, а также присутствие национальных университетов этих стран в глобальных рейтингах. Выявлены оптимальные параметры государственных и частных расходов в расчете на одного студента, достижение которых способствует формированию национальных университетов мирового класса и обеспечению высокого качества образования. Определены основные факторы, поддерживающие и ограничивающие наращивание конкурентного потенциала украинских вузов. Систематизированы политические приоритеты, стратегические цели и направления государственной политики в научно-образовательной сфере, которые должны способствовать становлению высококонкурентных университетов на Украине.

Статистика и социология образования

162–175

Адрес: Левада-Центр, Москва, 121956, ул. Горбунова, д. 2

Статья является продолжением прошлогодней публикации в журнале «Вопросы образования», посвященной взаимоотношениям высшей школы и бизнеса в России 1. По результатам ежегодных общероссийских опросов руководителей компаний, осуществляемых в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, сопоставляются данные о сотрудничестве вузов и бизнеса, полученные в прошлые годы и в 2013 г. Опрошены руководители малого, среднего и крупного бизнеса в шести основных секторах экономики. Анализируется характер взаимодействия бизнеса с недавними выпускниками вузов (востребованность молодых специалистов и удовлетворенность бизнеса качеством их профессиональной подготовки) и сотрудничество бизнеса с учреждениями высшего профессионального образования (фактические масштабы сотрудничества, его формы, потенциальные масштабы и направления на ближайшую перспективу). Установлено, что показатели найма выпускников вузов после спада 2008-2009 гг. постепенно возрастают. Максимальный интерес к выпускникам вузов сохраняется в промышленности, связи и сфере деловых услуг, минимален он в торговле. Руководители компаний, как правило, удовлетворены профессиональными знаниями недавних выпускников, но считают, что выпускникам не хватает умения самостоятельно решать рабочие задачи и инициативности, а также навыков планирования и организации рабочего времени. Представлены результаты межстранового сравнения удовлетворенности работодателей молодыми специалистами и требований компаний к подготовке специалистов в рамках системы высшего образования в России и Великобритании.

176–199

Хавенсон Татьяна Евгеньевна - научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: tkhavenson@hse.ru

Соловьева Анна Андреевна - стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: soloveva.anna@gmail.com

Анализируется возможность прогнозировать успешность обучения в вузе на основании результатов Единого государственного экзамена. В частности, проверяется гипотеза о том, что баллы ЕГЭ по разным предметам в равной степени эффективны в качестве прогностического фактора дальнейшей успеваемости. С помощью методов регрессионного анализа оценивалась сила связи результатов вступительных экзаменов (как суммарного балла ЕГЭ, так и баллов по отдельным предметам) и успеваемости студентов в вузе. Выборка исследования составила около 19 тыс. студентов пяти российских вузов, поступивших на 1‑й курс в период с 2009 по 2011 г. Так как в выборку вошли вузы разных профилей, изначально для каждого факультета в вузе рассчитывались отдельные регрессии. Для объединения данных был проведен метаанализ результатов регрессий. В качестве основного показателя успеваемости в университете была выбрана средняя оценка за 1‑й год учебы. Установлено, что результаты ЕГЭ связаны с успеваемостью на 2‑м курсе и на старших курсах только опосредованно — через успеваемость на 1‑м курсе. На основании полученных результатов авторы делают вывод, что предсказательная способность суммарного балла ЕГЭ является приемлемой для того, чтобы признать этот экзамен валидным инструментом отбора абитуриентов. Проанализирована связь баллов ЕГЭ с другим средством отбора абитуриентов — результатами предметных олимпиад.

200–216

Южанинова Александра Викторовна - младший научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ. E-mail: sashasneg3@gmail.com

Анализируются ожидания российских школьников 9‑х классов в отношении их первой занятости в будущем: когда они намерены начать работать, считают ли они, что работа прежде всего должна приносить высокий доход, или для них важнее возможность самореализации в трудовой деятельности. Эмпирической базой исследования послужили результаты первой волны лонгитюдного исследования, запущенного в 2010 г. Институтом развития образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Опрошены учащиеся 9‑х классов, которые в 2010/2011 учебном году проходили международное тестирование TIMSS-2011 (3797 учащихся в 41 регионе РФ), а также их родители. Построены модели на основе логистической регрессии, где зависимой переменной выступают ожидания школьников относительно будущей работы, а независимыми — группы факторов, характеризующие семейный  бэкграунд учащегося, культурный капитал семьи и личностные черты респондента. Установлено, что семейные характеристики связаны с ожиданиями учащихся относительно их будущей работы значительно слабее, чем личностные свойства. При этом предпочтения родителей в отношении будущей работы их ребенка совершенно не влияют на мнение самого школьника. На основании данных следующей волны исследования автор предполагает оценить, насколько были реализованы планы школьников относительно времени выхода на работу и продолжения обучения в школе, а также охарактеризовать изменения системы ценностей, на которую ориентируются школьники и их родители, выстраивая свою систему ожиданий.

218–237

Янбарисова Диана Маратовна - младший научный сотрудник департамента исследований и разработок Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: diyanbarisova@gmail.com

Исследуется влияние совмещения обучения с работой на академическую успеваемость студентов старших курсов в вузах Татарстана. Анализируются данные первой волны Мониторинга образовательных и трудовых траекторий учащихся и выпускников школ и вузов — лонгитюдного исследования, запущенного Институтом образования НИУ ВШЭ в 2009 г. На основании двух параметров — графика работы и соответствия работы получаемой в вузе специальности — выделены пять типов совмещения учебы с работой. Для студентов, по-разному совмещающих учебу с работой, характерны разные показатели успеваемости, разные планы на будущее, у них несколько различаются мотивы поступления в вуз. По результатам регрессионного анализа установлено, что только один тип совмещения — работа полный день не по специальности — отрицательно влияет на успеваемость. Статистически значимого влияния остальных стратегий реализации студенческой занятости на успеваемость не выявлено. При прочих равных условиях студенты, работающие по специальности, учатся лучше, чем работающие не по специальности, а иногда и чем неработающие. Оптимальной стратегией занятости для студента является работа по специальности неполный день или неполную неделю. В этом случае работа становится дополнительным источником знаний и навыков, а также мотивации к обучению.

Дискуссия

Индекс Хирша в Российском индексе научного цитирования
241–262

Болотов Виктор Александрович - академик РАО, профессор, научный руководитель Российского тренингового центра Института управления РАО. E-mail: vikbolotov@yandex.ru

Квелидзе-Кузнецова Натела Нодарьевна - директор Фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Адрес: Санкт-Петербург, 191186, наб. Реки Мойки, д.48. E-mail: natela@herzen.spb.ru

Лаптев Владимир Валентинович - академик РАО, профессор, проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Адрес: Санкт-Петербург, 191186, наб. Реки Мойки, д.48. E-mail: laptev@herzen.spb.ru

Морозова Светлана Александровна - заместитель директора Фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Адрес: Санкт-Петербург, 191186, наб. Реки Мойки, д.48. E-mail: morozova@herzen.spb.ru

Тенденцией последних лет стало включение в состав критериев для рейтингов и мониторингов, в процедуру оценки эффективности вузов и научных организаций
наряду с показателями материально-технического обеспечения и образовательной деятельности также количественных измерений исследовательской работы. Анализируется один из показателей публикационной активности — индекс Хирша как наиболее удачный, с точки зрения авторов, наукометрический индикатор, позволяющий преодолеть многие недостатки оценивания научных достижений на основе простого подсчета количества публикаций или количества цитирований. Обсуждается применение наукометрических платформ Web of Science и Scopus для оценки научной продуктивности российских ученых. Их использование не всегда дает возможность получить корректные и полные данные по двум основным причинам: учет только англоязычных публикаций и традиционно естественно-научная направленность в отборе журналов. Показано, как рассчитывается индекс Хирша в Российском индексе научного цитирования в настоящий момент и каковы перспективы оптимизации показателей в случае обработки уже имеющегося в РИНЦ массива информации и добавления новых данных. На основании проведенного эксперимента — расчета индекса Хирша для трех авторов на платформе РИНЦ — авторы пришли к выводу, что количественные методы оценки науки чаще всего будут не вполне объективны и могут применяться только в комплексе с экспертными оценками.

Книжные обзоры и рецензии

263–270

Любжин Алексей Игоревич - кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. Адрес: Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 103073, ул. Моховая, д.9. E-mail: vulture@mail.ru

Анализируя исследование, посвященное средним учебным заведениям Урала, автор высказывает, в частности, суждения о предпочтительной структуре исторических книг, предназначенных для массового читателя. В данной работе, по его мнению, собраны яркие свидетельства, характеризующие образовательный ценз и материальное положение учителей, их отношения с властями, деятельность учительских корпораций; бытовые условия, жизнь детей в школе и за ее стенами, быт служащих в школе взрослых и другие аспекты организации обучения в школах Урала столетие тому назад. Вывод, который следует из приведенных исторических свидетельств, вполне однозначен: нормой деятельности учительского сообщества в рассматриваемый период было внимание к индивидуальности и потребностям учеников, забота об их физическом и нравственном здоровье, налет добродушия и патриархальности на всем гимназическом строе. Региональная специфика системы среднего образования Урала исследуется на основании суждений экспертов, так как исторических материалов на эту тему почти нет. В социальном отношении для Урала характерна большая однородность состава учеников, что вполне согласуется с общей исторической тенденцией: процесс демократизации средней школы шел достаточно быстро во второй половине XIX в. во всей империи. По мнению автора, картина, которую рисует данное исследование, непредвзята и соответствует действительности, она поможет читателю прикоснуться к жизни Российской империи, в представлениях о которой большинство руководствуется унаследованными от советской эпохи предрассудками, а не достоверными знаниями.

Размышления о ...

271–282

Гуружапов Виктор Александрович - доктор психологических наук, заве­дующий кафедрой Московского городского психолого-педагогического университета. Адрес: Москва, 107045, ул. Сретенка, д. 29. Email: otdelm@yandex.ru

Анализируется содержание общей психологии для педагогов в связи задачей внедрения Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Утверждается, что энциклопедическое изложение фактов общей психологии мало способствует формированию психологической компетентности педагогов. Опираясь на идеи культурно-исторической психологии и конкретно на «Лекции по общей психологии» В. В. Давыдова, автор предлагает понимание новой общей психологии образования как феноменологии формирования личного взгляда на мир в условиях систематического обучения и воспитания. В качестве примера анализируется природа потребности школьников в теоретических знаниях на основе интеграции идей развивающего обучения и проекта «идеального  колледжа » А. Маслоу.

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования