Скрыть
Раскрыть

Маслинский К. А. 1,2,3
  • 1 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 3 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, 16

Социолингвистика школы: модель для сборки. Рецензия на книгу: Язык, общество и школа / под общ. ред. К. С. Федоровой. М.: Новое литературное обозрение, 2012

2013. № 3. С. 258–265 [содержание номера]

Маслинский Кирилл Александрович — научный сотрудник лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. Эл. адрес: kirill@altlinux.org 

Представлена содержательная и структурная организация рецензируемой книги. Выделены и прокомментированы основные рассматриваемые в ней проблемы: выбор языка образования, преподавание языков в школе, распространенные в школе дискурсивные практики, роль языковой социализации и стереотипов о языке в академической судьбе школьников. Поясняется, что сближение этих тем обусловлено установкой на максимально полное вовлечение социолингвистических методов и теорий в понимание языковых процессов в школе. Обращается внимание на то, что объединение в книге нескольких крупных тем, которые до этого в социолингвистике существовали изолированно и изучением которых ранее занимались разные группы исследователей, практически не апеллирующие в своих работах к опыту друг друга, позволило представить целостный социолингвистический взгляд на школу. Анализируется, каким образом авторы книги моделируют проблемное поле, обозначенное ими как «социолингвистика школы». Отмечается выявленная авторами перспективность исследования данной области: собранный в книге сравнительный материал и аналитическая работа авторов показывают, насколько широк круг вопросов школьного образования, которые стоит рассматривать сквозь призму языка, и насколько мало им уделяется внимания в отечественных исследованиях образования.

Среди достоинств книги называются сопровождение каждой темы описанием более общего понятийного аппарата, известных результатов, многочисленных примеров языковых ситуаций в разных обществах; отсутствие переноса результатов исследований одной культуры на другую. Подчеркивается обусловленность применения социолингвистического инструментария, разработанного в западных исследованиях, к школьному образованию и к современной российской школе.

 

BiBTeX
RIS

Новости

20 января 2022

Новые рецензии на книгу дэны бойд "Всё сложно"


21 декабря 2021

«Вредные» советы о том, как написать научно-исследовательскую статью — в карточках


24 октября 2021

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: принимаются заявки