Скрыть
Раскрыть

Вершловский С. Г. 1
  • 1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11–13

Взрослость как категория андрагогики

2013. № 2. С. 285–298 [содержание номера]

Вершловский Семен Григорьевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Эл. адрес: sg2701@mail.ru
Адрес: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования — Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11–13.

Междисциплинарное понятие «взрослость», организующее проблемное поле андрагогики, рассматривается в контексте социальной ситуации развития личности. Выделены три составляющих понятия «взрослость»: психологическая зрелость (совокупность показателей психологического развития, включающая самостоятельность в прогнозировании своего поведения и оценке совершаемых действий и способность мобилизовать себя на выполнение своего решения), социальная зрелость (способность самостоятельно принимать жизненно важные решения, основанная на ответственности, толерантности, осмысленность жизни и просоциальной направленности), личностные установки на гуманистические ценности (составляющая, повышающая социальную и личностную значимость индивида).

Охарактеризованы основные периоды жизни взрослого и возникающие на этом пути кризисы. На примере педагогической деятельности рассматриваются кризисы профессионального развития, такие как кризис адаптации к профессии, кризис рутинной работы и кризис профессионала с большим стажем. Даны рекомендации по андрагогическому сопровождению педагога и созданию условий для преодоления профессиональных кризисов на личностном уровне. Показано, что одним из важных средств для успешного выхода из кризисного состояния и сохранения психологического здоровья и работоспособности является включенность взрослых в систему непрерывного формального и неформального постдипломного образования, предполагающего раскрытие перспектив дальнейшего профессионального роста, расширение пространства профессионального взаимодействия и создание возможностей для реализации внепрофессиональных интересов.

Повышение квалификации и неформальное образование учителей позволит противостоять устойчивой тенденции старения педагогических кадров и избежать формирования стереотипов педагогического сознания.

BiBTeX
RIS

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования