Скрыть
Раскрыть

Дружилов С. А. 1
  • 1 Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН , Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д. 23

Вузовская и академическая среда в России начала XX в.

2013. № 2. С. 270–280 [содержание номера]

Дружилов Сергей Александрович — кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН. Эл. адрес: druzhilov@mail.ru
Адрес: Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН — Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д. 23.

Рассматривается состояние системы высшего образования в России к началу революции 1917 г. Показано, что за два десятилетия до Первой мировой войны стремительно ликвидировалось накопленное отставание в образовании: инициировалось создание новых университетов, открывались специализированные учебные заведения, система правительственных вузов стала дополняться сетью частных

В условиях становления капитализма высшее образование в стране находилось на подъеме. Численность студентов выросла почти в десять раз, увеличилось количество преподавателей. Повышалась общественная ценность труда дипломированных специалистов. Система аттестации научных сотрудников была близка к западноевропейской (существовали две ученые степени — магистр и доктор), а требования к соискателям в России были значительно выше, чем за рубежом. Университетской интеллигенции как профессиональной группе принадлежала заметная роль в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни дореволюционной России. В отношениях с властью и обществом университетская корпорация отстаивала идеалы вузовской автономии, которая была ограничена бюрократическим порядком и тотальным контролем со стороны Министерства народного просвещения.

С приходом советской власти поступательное развитие высшей школы в России остановилось: сложившаяся система высшего образования была разрушена, а слой вузовской интеллигенции как социальная и профессиональная группа, являющаяся носителем образовательной культуры и университетских традиций, был практически полностью уничтожен в период революционного террора и политических репрессий.

 

BiBTeX
RIS

Новости

02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»


17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”


12 марта 2019

В апреле открывается прием заявок на участие в конференции ИВО