Скрыть
Раскрыть

Товар-Гарсиа Э. Д. 1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Панамериканский университет (Мексика), Prolongación Calzada Circunvalación Poniente 49, Zapopan, Jalisco, 45010 México

Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане

2013. № 2. С. 252–269 [содержание номера]

Товар Гарсиа Эдгар Деметрио — научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: beno09@yahoo.com

В силу культурного и национального разнообразия России анализируется проявление эффекта образования родителей в локальном срезе — в Республике Татарстан, а также выявляется его зависимость от таких объясняющих переменных, как пол, национальность, материальное положение, культурный капитал, социальный капитал, образовательные ресурсы, некогнитивные навыки, состояние здоровья, отношение сверстников к учебе.

На основе данных анкетирования с помощью перекрестного табулирования и корреляционного анализа обнаружена слабая связь образования родителей с успеваемостью и образовательными траекториями учащихся. Наиболее существенное влияние на успеваемость оказывают пол (у девушек показатели выше) и национальность (татароговорящие имеют более высокие результаты). Образовательные траектории больше всего зависят от детерминанта «пол» (девушек среди планирующих продолжать обучение в вузе на 20% больше).

В результате регрессионного и дискриминантного анализа установлено, что для предсказания успеваемости учащихся значим уровень образования родителей (главным образом отцов), при этом на успеваемость влияют и другие объясняющие переменные: культурный капитал, некогнитивные навыки, отношение сверстников к учебе, состояние здоровья, национальность и пол. Планирование обучения в вузе обусловлено образованностью родителей (в большей степени отцов), однако статистически значимы и переменные успеваемости (высокие образовательные показатели положительно предсказывают планы на обучение в вузе) и пола (у девушек вероятность дальнейшего образования выше).

На основе полученных данных рекомендовано скорректировать стратегию образования в Татарстане для повышения образовательных результатов русскоговорящих учащихся и юношей. Слабая связь успеваемости учащихся с образованием членов их семей устраняет необходимость нивелирования эффекта низкого уровня образования родителей.

 

BiBTeX
RIS

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»