Скрыть
Раскрыть

Груздев И. А.1, Горбунова Е. В.1, Фрумин И. Д.1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы

2013. № 2. С. 67–81 [содержание номера]

Груздев Иван Андреевич —магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Эл. адрес: van@gorod.org.ru

Горбунова Елена Васильевна — магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Эл. адрес: evgorbunova@hse.ru 

Фрумин Исак Давидович — доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: ifroumin@hse.ru

В связи с демографическими изменениями в обществе, приводящими к сокращению в общей численности населения доли людей студенческого возраста, а также институциональными изменениями в образовательной системе (реформой финансирования вузов) проблема отчисления студентов ставится как одно из приоритетных направлений исследования высшего образования. Феномен студенческого отсева в российских университетах рассматривается на основе анализа данных анкетирования и интервьюирования отчисленных из вуза студентов. Установлено, что отечественная система высшего образования характеризуется особым типом студенческого отсева, который представляет собой принудительный по отношению к студентам процесс, субъектом которого является университет, в частности преподаватели. Отчисление студентов в российских вузах качественно отлично от явления, описываемого в зарубежной литературе термином dropout и представляющего собой добровольное выбытие студента из вуза. Dropout является следствием недостаточной интеграции студента в университетскую жизнь и может быть предотвращен реализацией социализирующих и адаптационных программ.

Специфика студенческого отсева в России требует особых принципов регулирования уровня отчислений. Выявлено, что при принудительном отсеве отчисленным студентам присуще стремление вернуться к обучению (только 4% респондентов не планируют получать высшее образование), что свидетельствует о необходимости совершенствования критериев, использующихся для оценки студентов, и разработки институциональных форм дисциплинирования учащихся, не предполагающих их отчисление. Исследование механизмов и причин отсева имеет практическое значение для повышения эффективности образовательной политики университетов.

BiBTeX
RIS

Новости

30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»


20 июня 2022

Call for papers: спецвыпуск журнала "Влияние образования на развитие самостоятельности человека"