Скрыть
Раскрыть

2013. №2

Образовательная политика

7–14

Газман Олег Семенович (1936–1996) — кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией Центра педагогических инноваций. Адрес: Российская академия образования — Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8.

Анализируются толкования понятия «программа воспитания», существовавшие в период с 1950-х годов, когда в Академии педагогических наук РСФСР была создана первая подобная программа, до середины 1990-х годов.

Регулирование жизни детского коллектива на основании заранее составленных на федеральном уровне программ и планов определяется как свойство тоталитарных систем. В условиях открытого демократического общества «госзаказ на человека» может базироваться только на самых общих принципах и ориентирах. А установление конкретных целей и задач воспитания — сфера самоопределения педагогических коллективов.

Для максимального содействия саморазвитию личности ребенка как важнейшей образовательной задачи предлагается дифференцировать понятия его социализации и индивидуализации. На основании этого выделяются два соответствующих типа программирования: программы воспитания в контексте приобщения подрастающего поколения к национальным, общекультурным ценностям и к нормативному поведению; и программы педагогической поддержки индивидуального развития через помощь в преодолении препятствий к социально адекватному и самобытному развитию.

Программа воспитания может быть создана только как один из разделов общей программы образования личности. Целостная образовательная программа в рамках учебного плана включает обучение, воспитание и педагогическую поддержку, находящиеся в компетенции школы. Соответственно, и внеурочные программы, создаваемые в школах в рамках дополнительного образования (развития) учащихся, могут включать и собственно воспитательные подпрограммы, и подпрограммы поддержки.

 

Теоретические и прикладные исследования

15–48

Абанкина Ирина Всеволодовна — кандидат экономических наук, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaI@hse.ru 

Алескеров Фуад Тагиевич — доктор технических наук, профессор, руководитель департамента математики факультета экономики НИУ ВШЭ, заведующий Международной лабораторией анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Эл. адрес: alesk@hse.ru 

Белоусова Вероника Юрьевна — кандидат экономических наук, заведующая отделом методологии бюджетного планирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Эл. адрес:  vbelousova@hse.ru  

Зиньковский Кирилл Викторович — кандидат экономических наук, заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: kzinkovsky@hse.ru 

Петрущенко Всеволод Владимирович — стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Эл. адрес: goroddt@yandex.ru 

 

Систематизирован опыт оценки эффективности вузов в разных странах с помощью оболочечного анализа данных (DEA). Рассматриваются формулировки моделей оболочечного анализа данных. Описан опыт практического использования этих моделей применительно к вузам в Великобритании, Германии, Греции, Австралии, Канаде. Обсуждаются вопросы сопоставимости результатов и согласованности моделей.

Проанализирована специфика применения моделей DEA к оценке эффективности российских университетов в зависимости от их специализации. Проведен сравнительный анализ результативности российских вузов с учетом их ресурсного потенциала в образовательной и научно-учебной деятельности. Выявлено, что и классические, и технические университеты России обладают в среднем более высоким потенциалом в области образовательной деятельности, чем в научно-учебной. При этом технические вузы характеризуются в среднем более высоким научно-образовательным потенциалом (70–90% от возможного), чем классические (50–60%).

На основании сопоставления данных о результативности российских и зарубежных вузов установлено, что уровень эффективности российских вузов в среднем выше уровня немецких учебных заведений, сопоставим с уровнем австралийских вузов и ниже уровня канадских и английских университетов.

На примере российских вузов продемонстрировано, что расчеты результативности необходимо проводить для учебных заведений, сравнимых по профилю и базовым характеристикам. Оценка эффективности высших учебных заведений позволяет выявить их слабые и сильные стороны, и в соответствии с этим разработать эффективную стратегию их развития.

49–66

Мосаки Нодар Зейналович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Эл. адрес: nodarmossaki@gmail.com
Адрес: Институт востоковедения РАН — Россия, 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12.

На примере турецких школ, функционирующих в 140 странах, рассмотрен опыт открытия национальных учебных заведений за пределами государства. Проанализирована деятельность турецких школ в Африке, их значение для продвижения позитивного образа Турции на Черном континенте. Выявлены причины успеха, определены контингент учащихся и специфика содержания образовательных программ.

Создание турецких школ по всему миру стало наиболее успешным проектом Турции во внешней политике за последние годы. Будучи негосударственным проектом, частные школы получают серьезную поддержку со стороны властей. Источниками финансирования являются плата за обучение и средства, выделяемые бизнес-структурами. Идейный и миссионерский настрой происламских предпринимателей, поддерживающих эти школы, стал одним из важных факторов создания широкой сети турецких учебных заведений за рубежом. Частный характер школ обусловливает гибкость их управления и отсутствие бюрократизации.

Привлекательность турецких школ за рубежом для местных элит усиливается за счет преподавания на английском языке. Свободное владение наряду с английским другими языками, в том числе неевропейскими, расширяет возможности выпускников турецких школ. Сильная естественно-научная подготовка позволяет отбирать наиболее талантливых учеников и открывает для учащихся перспективы продолжения обучения в лучших вузах. Внешкольная деятельность преподавателей, занимающихся благотворительностью и тесно взаимодействующих с семьями учеников, способствует повышению авторитета турецких школ в местном сообществе. Турецкие школы стали важнейшим каналом национального влияния, содействуя распространению турецко-исламского синтеза в Африке.

 

67–81

Груздев Иван Андреевич —магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Эл. адрес: van@gorod.org.ru

Горбунова Елена Васильевна — магистр социологии, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Эл. адрес: evgorbunova@hse.ru 

Фрумин Исак Давидович — доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: ifroumin@hse.ru

В связи с демографическими изменениями в обществе, приводящими к сокращению в общей численности населения доли людей студенческого возраста, а также институциональными изменениями в образовательной системе (реформой финансирования вузов) проблема отчисления студентов ставится как одно из приоритетных направлений исследования высшего образования. Феномен студенческого отсева в российских университетах рассматривается на основе анализа данных анкетирования и интервьюирования отчисленных из вуза студентов. Установлено, что отечественная система высшего образования характеризуется особым типом студенческого отсева, который представляет собой принудительный по отношению к студентам процесс, субъектом которого является университет, в частности преподаватели. Отчисление студентов в российских вузах качественно отлично от явления, описываемого в зарубежной литературе термином dropout и представляющего собой добровольное выбытие студента из вуза. Dropout является следствием недостаточной интеграции студента в университетскую жизнь и может быть предотвращен реализацией социализирующих и адаптационных программ.

Специфика студенческого отсева в России требует особых принципов регулирования уровня отчислений. Выявлено, что при принудительном отсеве отчисленным студентам присуще стремление вернуться к обучению (только 4% респондентов не планируют получать высшее образование), что свидетельствует о необходимости совершенствования критериев, использующихся для оценки студентов, и разработки институциональных форм дисциплинирования учащихся, не предполагающих их отчисление. Исследование механизмов и причин отсева имеет практическое значение для повышения эффективности образовательной политики университетов.

 


82–87

Дюжакова Марина Вячеславовна — доктор педагогических наук, доцент Воронежского государственного педагогического университета. Эл. адрес: d.sveta@rambler.ru
Адрес: Воронежский государственный педагогический университет — Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86.

Резюмируются основные характеристики проведенного Н. Боумэном метаанализа публикаций, посвященных связи межэтнических/межкультурных взаимодействий в колледже с познавательными достижениями студентов: критерии отбора публикаций для анализа, преимущества использования метода иерархического линейного моделирования, выдвинутые автором гипотезы, обсуждение возможных предикторов величины рассматриваемого эффекта, значение полученных результатов для образовательной практики.

Обозначается обусловленность повышенного внимания к проблеме межэтнического/межкультурного взаимодействия в США сложной демографической ситуацией в стране, требующей в том числе обеспечения равных возможностей в получении образования для граждан Америки. При этом обращается внимание на актуальность идеи использования этнического и социокультурного многообразия как одного из факторов повышения познавательных достижений студентов и для отечественных вузов (вопреки устоявшемуся в российском обществе представлению о том, что увеличение в составе студентов представительства разных национальностей, в том числе тех, для кого русский язык не является родным, снижает качество образования).

Отмечается, что исследовательский опыт Н. Боумэна и примененная им методология позволят подробнее изучить зависимость качества образования от опыта взаимодействий с представителями разных этносов и разных культур, который студенты имеют возможность получить в вузе. Подчеркивается, что применение количественного метаанализа, позволяющего получить комплексный результат нескольких исследований для изучения поставленной проблемы, может обогатить теорию и методологию исследования, а также дать богатый материал для образовательной практики.

 

88–132

Боумэн Николас (Nicholas A. Bowman) — докторант Центра социальных проблем Университета Нотр-Дам (г. Саут-Бенд, Индиана, США). Эл. адрес: nbowman@nd.edu
Адрес: Центр социальных проблем Университета Нотр-Дам, 164 Geddes Hall Notre Dame, IN 46556.

С помощью количественного метаанализа опубликованных материалов исследуются взаимосвязь между ситуациями межэтнического/межкультурного взаимодействия и когнитивным развитием; а также степень зависимости ее интенсивности от характеристик исследования (рассматриваемых типов межэтнических/межкультурных взаимодействий, типов познавательных достижений и методология исследования).

Результаты метаанализа показывают, что несколько типов межэтнических/межкультурных взаимодействий (межличностные контакты с представителями иной расы, а также с представителями той же расы, но другого социально-экономического слоя, другой культуры или другой религиозной конфессии; учебные курсы и семинары по этнокультурному многообразию) положительно связаны с когнитивным развитием студентов.

Взаимодействие с представителями иной расы более сильно связано с познавательным развитием, чем взаимодействие с представителями собственной расы, что указывает на важность стимулирования расового многообразия в контингенте студентов для повышения их образовательных достижений. Этнокультурное многообразие положительно сказывается не только на познавательных склонностях, но и на базовых познавательных навыках, таких как критическое мышление и решение задач. Связь между межэтническими/межкультурными взаимодействиями и когнитивным развитием сохраняется независимо от того, каким образом измеряется результат и опубликовано ли соответствующее исследование в научном журнале. Несмотря на расхождение результатов отдельных исследований, в целом подтверждается благотворное влияние межэтнических/межкультурных взаимодействий в колледжах на когнитивное развитие студентов. Широкий выбор возможностей в университете для межэтнических/межкультурных взаимодействий пробуждает целенаправленное мышление, обеспечивая полноценное развитие студентов.

Обозначены возможности практического применения выявленных закономерностей, определено значение полученных результатов для дальнейших исследований.

 

133–153

Литвина Дарья Александровна — стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, второе место на Конкурсе аналитических работ. Эл. адрес: litvina.darya@mail.ru

Омельченко Елена Леонидовна
— доктор социологических наук, профессор факультета социологии, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, второе место на Конкурсе аналитических работ. Эл. адрес: eomelchenko@hse.spb.ru 

Выявлено, что, несмотря на резкую критику формальной образовательной системы, ценность образования в представлении анархистов остается высокой, поэтому информальные образовательные каналы как свободные источники информации пользуются у них наибольшим доверием. Социальным пространством информального образования является коммуникация — трансляция ключевых ценностей анархистских сообществ посредством повседневного общения индивидов, демонстрация своей групповой и солидарной принадлежности через отнесение к значимым текстам, именам и событиям. Информальная система образования в субкультурной среде формируется по тому же принципу, что и формальная: знания отбираются, легитимируются, рационализируются и воспроизводятся в соответствии с идеологическими принципами. В отличие от формального образования, в информальной образовательной структуре идеология имеет характер открытости. Тематические области информального образования анархистов вписаны в контекст их активистских и политических проектов, связаны с их повседневностью и мировоззрением. Результатом включенности индивидов в информальные образовательные практики, базирующиеся на альтернативных интерпретациях существующего экономического, государственного и социального устройства, становятся изменение их представлений о мире и реорганизация жизненных стратегий и повседневных практик.

В ходе проведенного анализа показано, как информальные системы знаний могут замещать формальные и производить новые формы социальности, изменяя не только риторику, но и стиль жизни, виды активности и потребительские практики индивидов.

 

Практика

Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность
154–187

Андреева Татьяна Евгеньевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: andreeva@gsom.pu.ru
Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.

Сергеева Анастасия Вячеславовна — аспирант Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: sergeevan2000@gmail.com
Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.

Голубева Анастасия Алексеевна — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: golubeva@gsom.pu.ru
Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.

Павлов Ярослав Юрьевич — аспирант Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: yaroslav.pavlov@gmail.com Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.

На основе анкетирования учителей проанализированы факторы, влияющие на активность обмена знаниями между педагогами средних школ. Теоретическая модель, адаптированная в рамках исследования для организаций общественного сектора, таких как средние общеобразовательные школы, включает следующие факторы, объясняющие вовлеченность учителей в обмен знаниями с коллегами: внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности, основанное на ожидаемых внешних выгодах), внутреннюю мотивацию (импульс, связанный с получением удовольствия от содержания деятельности и ее процесса), возможность (представленная в виде организационной культуры) и способность делиться знаниями.

Установлено, что активность в обмене знаниями положительно зависит от внутренней мотивации индивида и организационной культуры, поддерживающей этот процесс. Внешняя мотивация непосредственно не влияет на интенсивность обмена знаниями, однако воздействует на нее через укрепление внутренней мотивации.

Отсутствие статистически значимой взаимосвязи между стажем работы в профессии и активностью в обмене знаниями свидетельствует о том, что способность к обмену знаниями не развивается с увеличением опыта работы, а зависит от навыков саморефлексии и экстернализации собственных неявных знаний.

Для директоров школ и других руководителей в сфере образования даны рекомендации по развитию внутренней мотивации педагогов к обмену знаниями, созданию поддерживающей организационной культуры и других факторов, стимулирующих обмен знаниями между учителями в школе.

Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий
188–208

Чубик Петр Савельевич — доктор технических наук, профессор, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: chubik@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Чучалин Александр Иванович — доктор технических наук, профессор, проректор по образовательной и международной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: chai@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Соловьев Михаил Александрович — кандидат технических наук, доцент, начальник учебно-методического управления Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: solo@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Замятина Оксана Михайловна — кандидат технических наук, доцент, начальник отдела элитного образования Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: zamyatina@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Проведен сравнительный анализ программ подготовки элитных специалистов в области техники и технологий в российских и зарубежных вузах. Выявлены их приоритеты в формировании компетенций будущих лидеров инженерной профессии.

В отечественной высшей инженерной школе при подготовке элитных специалистов первостепенное значение по традиции придается фундаментальному естественно-научному, математическому и техническому образованию, а также практикоориентированной целевой подготовке. Программы элитного технического образования в вузах России ориентированы на развитие профессиональных компетенций выпускников, при этом гуманитарная подготовка в них относительно слаба. В отличие от российских вузов, ведущие зарубежные, в первую очередь американские, университеты наряду с технической подготовкой уделяют особое внимание гуманитарной составляющей инженерного образования, развитию универсальных (личностных) компетенций выпускников, ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей общества, формированию навыков предпринимательства и воспитанию лидерских качеств.

Развитие системы элитного технического образования в России рассмотрено на опыте ее реализации в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Программа элитного технического образования в ТПУ ориентирована на подготовку лидеров инженерной профессии по приоритетным направлениям в области техники и технологий для ресурсоэффективной экономики страны. Программа имеет целью развитие у выпускников профессиональных и универсальных компетенций с атрибутами фундаментальности, инновационности, предпринимательства и лидерства. Для повышения конкурентоспособности выпускников и приобретения международного опыта реализуются программы академической мобильности и магистерские программы Double Degreeсовместно с ведущими зарубежными университетами.

 

Статистика и социология образования

209–231

Материал подготовлен по данным Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ

Куприянов Борис Викторович — ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы (ЦСЭРШ) НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru 

Косарецкий Сергей Геннадьевич — директор ЦСЭРШ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: skosaretski@hse.ru 

Мерцалова Татьяна Анатольевна — ведущий научный сотрудник ЦСЭРШ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: tmertsalova@hse.ru 

Семенова Татьяна Вадимовна — стажер-исследователь ЦСЭРШ НИУ ВШЭ. Эл. адрес: tsemenova@hse.ru  

Представлены результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей (УДОД).

При анализе доступности услуг дополнительного образования для различных категорий детей рассмотрены возрастной состав обучающихся и динамика его изменений; определена структура контингента учащихся по территории проживания, источнику финансирования обучения; выявлен охват программами дополнительного образования детей с разным образовательным потенциалом и разным социальным статусом их семей.

Исследованы направленность реализуемых в УДОД программ, их продолжительность, наличие трудностей при комплектовании контингента и уровень кадровой обеспеченности.

При анализе состава педагогических работников в УДОД рассмотрены возрастная структура, уровень профессионального образования, продолжительность стажа и уровень заработной платы преподавателей.

Проанализированы структура доходов и расходов учреждений дополнительного образования детей, существующая и прогнозируемая динамика объемов бюджетного и внебюджетного финансирования.

Рассмотрены методы управления УДОД. Представлены оценка руководителями устойчивости финансового положения, конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей, их отношение к обсуждаемым в правительстве и экспертном сообществе мерам по модернизации системы дополнительного образования детей.

Полученные данные позволят выстроить полную картину функционирования УДОД в условиях социальных изменений и модернизации сферы образования, охарактеризовать актуальное состояние системы и тенденции развития учреждений дополнительного образования и сформировать эмпирическую основу для выстраивания образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 

233–251

Иванюшина Валерия Александровна — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Эл. адрес: v.ivaniushina@gmail.com 

Александров Даниил Александрович — кандидат биологических наук, профессор, руководитель Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Эл. адрес: da1581@gmail.com 

На основе анализа данных опроса учащихся государственных общеобразовательных школ проверяется существование феномена дифференциации — поляризации в российской школьной системе, отличающейся специфичной по отношению к зарубежной стратификацией, которая основана на социально-экономическом статусе семей. Сравнивается влияние прошкольной/антишкольной культуры на разных уровнях социального окружения школьника (школы, класса, тесных групп общения) на его образовательный результат.

Рассматриваемые в рамках исследования школы в результате двухступенчатой стратифицированной выборки разделены на две группы: со стандартной и с усиленной образовательными программами. С помощью метода многоуровневой регрессии установлено, что социально-экономическая дифференциация российских школ не приводит к возникновению поляризации прошкольных/антишкольных установок в разных типах школ. Уровень прошкольных аттитюдов определяют индивидуальные и семейные характеристики ученика (пол, миграционный статус, социально-профессиональный статус семьи и образование родителей).

Для сравнения влияния уровня школы и уровня непосредственного дружеского окружения ученика на общеобразовательный результат построена трехуровневая модель: индивид — клика (тесная группа общения) — школа. Для введения в анализ уровня клик построены полные социальные сети в пределах класса и выделены тесные группы общения, плотность внутренних связей которых выше, чем плотность внешних связей. Выявлено, что показатели прошкольных установок на уровне клик положительно связаны с успеваемостью ученика при контроле по индивидуальным аттитюдам и социодемографическим характеристикам. Эффект поляризации аттитюдов, отсутствующий на уровне школы, происходит и закрепляется на уровне тесных групп общения. 

252–269

Товар Гарсиа Эдгар Деметрио — научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: beno09@yahoo.com

В силу культурного и национального разнообразия России анализируется проявление эффекта образования родителей в локальном срезе — в Республике Татарстан, а также выявляется его зависимость от таких объясняющих переменных, как пол, национальность, материальное положение, культурный капитал, социальный капитал, образовательные ресурсы, некогнитивные навыки, состояние здоровья, отношение сверстников к учебе.

На основе данных анкетирования с помощью перекрестного табулирования и корреляционного анализа обнаружена слабая связь образования родителей с успеваемостью и образовательными траекториями учащихся. Наиболее существенное влияние на успеваемость оказывают пол (у девушек показатели выше) и национальность (татароговорящие имеют более высокие результаты). Образовательные траектории больше всего зависят от детерминанта «пол» (девушек среди планирующих продолжать обучение в вузе на 20% больше).

В результате регрессионного и дискриминантного анализа установлено, что для предсказания успеваемости учащихся значим уровень образования родителей (главным образом отцов), при этом на успеваемость влияют и другие объясняющие переменные: культурный капитал, некогнитивные навыки, отношение сверстников к учебе, состояние здоровья, национальность и пол. Планирование обучения в вузе обусловлено образованностью родителей (в большей степени отцов), однако статистически значимы и переменные успеваемости (высокие образовательные показатели положительно предсказывают планы на обучение в вузе) и пола (у девушек вероятность дальнейшего образования выше).

На основе полученных данных рекомендовано скорректировать стратегию образования в Татарстане для повышения образовательных результатов русскоговорящих учащихся и юношей. Слабая связь успеваемости учащихся с образованием членов их семей устраняет необходимость нивелирования эффекта низкого уровня образования родителей.

 

Из истории образования

270–280

Дружилов Сергей Александрович — кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН. Эл. адрес: druzhilov@mail.ru
Адрес: Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН — Россия, 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д. 23.

Рассматривается состояние системы высшего образования в России к началу революции 1917 г. Показано, что за два десятилетия до Первой мировой войны стремительно ликвидировалось накопленное отставание в образовании: инициировалось создание новых университетов, открывались специализированные учебные заведения, система правительственных вузов стала дополняться сетью частных

В условиях становления капитализма высшее образование в стране находилось на подъеме. Численность студентов выросла почти в десять раз, увеличилось количество преподавателей. Повышалась общественная ценность труда дипломированных специалистов. Система аттестации научных сотрудников была близка к западноевропейской (существовали две ученые степени — магистр и доктор), а требования к соискателям в России были значительно выше, чем за рубежом. Университетской интеллигенции как профессиональной группе принадлежала заметная роль в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни дореволюционной России. В отношениях с властью и обществом университетская корпорация отстаивала идеалы вузовской автономии, которая была ограничена бюрократическим порядком и тотальным контролем со стороны Министерства народного просвещения.

С приходом советской власти поступательное развитие высшей школы в России остановилось: сложившаяся система высшего образования была разрушена, а слой вузовской интеллигенции как социальная и профессиональная группа, являющаяся носителем образовательной культуры и университетских традиций, был практически полностью уничтожен в период революционного террора и политических репрессий.

 

Книжные обзоры и рецензии

281–284

Рэвич Дайан (Diane Ravitch) — историк образования, профессор-исследователь Штейнхардской школы культуры, образования и человеческого развития в Нью-Йоркском университете (США). Эл. адрес: gardendr@gmail.com
Адрес: Штейнхардская школа культуры, образования и человеческого развития в Нью-Йоркском университете (США) — 627 Broadway, 7th Floor, New York, NY 10012.

Анализируется принцип оценки эффективности педагогов на основе результатов тестов учащихся, вошедший в федеральную образовательную программу США «Гонка за первенство» и вызвавший противостояние мнений профсоюза учителей и административных структур.

Основной критерий новой системы аттестация учителей — динамика роста академических показателей: предполагается, что уровень педагогической результативности отражается в ежегодном повышении результатов тестирования учеников.

Новая система оценки качества работы учителей определяется как нецелесообразная. Аттестационная система не учитывает зависимость результатов тестов от социально-экономического положения и образовательного потенциала учащихся. Педагоги, обучающие детей с ограниченными возможностями, детей, не являющихся носителями английского языка, отстающих детей, скорее всего, не смогут показывать такого прироста академических показателей, как педагоги хорошо финансируемых школ, в которых учатся дети из обеспеченных семей. В результате в невыгодном положении оказываются педагоги, работающие с самым сложным контингентом учащихся, что может привести к отказу учителей от трудных детей, ставящих под угрозу их карьеру и репутацию. Кроме того, результаты тестов подвержены влиянию ошибки, обусловленной человеческим фактором, ошибки рандомизации и пр. При реализации новой аттестационной программы, направленной на получение количественных показателей успешности педагогов, игнорируется значение совокупности качеств, благодаря которым достигается высокий уровень профессионализма. Несоответствие аттестационных результатов и реальной компетентности учителей свидетельствует о том, что успехи в воспитании характера и здравомыслия невозможно измерить с помощью стандартизированных тестов.

 

Размышления о ...

285–298

Вершловский Семен Григорьевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Эл. адрес: sg2701@mail.ru
Адрес: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования — Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11–13.

Междисциплинарное понятие «взрослость», организующее проблемное поле андрагогики, рассматривается в контексте социальной ситуации развития личности. Выделены три составляющих понятия «взрослость»: психологическая зрелость (совокупность показателей психологического развития, включающая самостоятельность в прогнозировании своего поведения и оценке совершаемых действий и способность мобилизовать себя на выполнение своего решения), социальная зрелость (способность самостоятельно принимать жизненно важные решения, основанная на ответственности, толерантности, осмысленность жизни и просоциальной направленности), личностные установки на гуманистические ценности (составляющая, повышающая социальную и личностную значимость индивида).

Охарактеризованы основные периоды жизни взрослого и возникающие на этом пути кризисы. На примере педагогической деятельности рассматриваются кризисы профессионального развития, такие как кризис адаптации к профессии, кризис рутинной работы и кризис профессионала с большим стажем. Даны рекомендации по андрагогическому сопровождению педагога и созданию условий для преодоления профессиональных кризисов на личностном уровне. Показано, что одним из важных средств для успешного выхода из кризисного состояния и сохранения психологического здоровья и работоспособности является включенность взрослых в систему непрерывного формального и неформального постдипломного образования, предполагающего раскрытие перспектив дальнейшего профессионального роста, расширение пространства профессионального взаимодействия и создание возможностей для реализации внепрофессиональных интересов.

Повышение квалификации и неформальное образование учителей позволит противостоять устойчивой тенденции старения педагогических кадров и избежать формирования стереотипов педагогического сознания.

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования