Hide
Раскрыть

Dmitry Didenko 1, Grigory Klyucharyov 1
  • 1 Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation

Vocational training in Russia: Ways and means of catch-up modernization and innovative modernization

2013. No. 1. P. 183–204 [issue contents]

Dmitry Didenko, Ph.D. in History, research fellow at the Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.  Email: ddidenko@bloomberg.net
Address: Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation.

Grigory Klyucharyov, Ph.D. in Philosophy, Professor, Head of the Department of Socioeconomic Studies, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.  Email: kliucharevga@mail.ru
Address: Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation.

Large-scale opinion polls of experts conducted in 2009–2011 are used to identify trends in modernizing the existing Russian higher education system. It is shown that higher vocational school currently concentrates its functions and resources on training students for a catch-up socioeconomic development. 90% of higher education institutions counting for about 80% of the student body run a model of catch-up education.

The authors reveal specific features of innovative and catch-up vocational education, analyze their proportions in Russian higher education, enumerate major trends of modernization initiatives launched by innovative universities, and examine the intermediate result of implementing an innovative strategy of vocational education development.

An empirical analysis of data has shown that the innovative model is committed to lifelong learning and promotes active expansion of learning space. Meanwhile, activities of educational institutions are not limited to formal teaching but receive socioeconomic implications instead.

The learning process is based on forms and methods typical of the catch-up model, which gives specific importance to employer-sponsored education as the most reliable guarantee of fulfillment of obligations by graduates and sponsoring businesses.

In universities of both models, there is a huge gap between education content and real labor market demands. The innovative model has proved to provide a higher graduate employment rate than the catch-up one. The authors confirm that Russian universities implement very few supplementary education programs and have a weak relationship with the labor market and real businesses.

Citation: Didenko D., Klyucharyov G. (2013) Professional'noe obrazovanie v Rossii: puti dogonyayushchey i innovatsionnoy modernizatsii [Vocational training in Russia: Ways and means of catch-up modernization and innovative modernization]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no1, pp. 183-204.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Диденко Д. В. 1, Ключарев Г. А. 1
  • 1 Институт социологии Российской академии наук, Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5

Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации

2013. № 1. С. 183–204 [содержание номера]

Диденко Дмитрий Валерьевич — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института социологии РАН. Эл. адрес: ddidenko@bloomberg.net
Адрес: Институт социологии Российской академии наук — Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Ключарев Григорий Артурович — доктор философских наук, профессор, заведующий отделом социально-экономических исследований Института социологии РАН. Эл. адрес: kliucharevga@mail.ru
Адрес: Институт социологии Российской академии наук — Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

На материале массовых экспертных социологических опросов 2009–2011 гг. выявлены тенденции модернизационных преобразований в современной российской системе высшего образования. Показано, что высшая профессиональная школа сегодня функционально и ресурсно ориентирована в основном на подготовку кадров для догоняющего развития экономики и общества. 90% высших учебных заведений, в которых обучаются около 80% от общего числа студентов, реализуют модель догоняющего образования.

Выделены особенности моделей инновационного и догоняющего профессионального образования, проанализирована их характерность для российской системы высшего образования. Перечислены основные направления модернизационных инициатив вузов-инноваторов, рассмотрены промежуточные результаты реализации инновационной стратегии развития профессионального образования.

Анализ эмпирических данных показал, что в рамках инновационной модели происходит интенсивное увеличение образовательного пространства, реализуется принцип непрерывности образования. При этом деятельность учебного заведения не ограничивается рамками формального учебного процесса и получает выход в социально-экономическую сферу.

В организации учебного процесса преобладают формы и методы, свойственные догоняющей модели. В рамках этой модели образования особое значение приобретает целевой набор студентов и целевое образовательное кредитование как наиболее надежная гарантия выполнения выпускником и предприятием взятых на себя обязательств.

Выявлен значительный разрыв между содержанием образования и запросами практики, присущий вузам вне зависимости от модели образования. При этом установлено, что инновационная модель обеспечивает лучшие результаты трудоустройства. Подтверждено недостаточное участие вузов в реализации программ дополнительного образования, а также слабая связь вузов с рынком труда и конкретными предприятиями.

 

BiBTeX
RIS

Новости

02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»


17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”


12 марта 2019

В апреле открывается прием заявок на участие в конференции ИВО