Скрыть
Раскрыть

Голуб Г. Б. 1, Фишман И. С. 2, Фишман Л. И. 2
  • 1 АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов», 443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Авроры, д. 122, кв. 90
  • 2 Поволжская социально-гуманитарная академия , Россия, 443099, Самарская обл., г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67

Общие компетенции выпускников высшей школы: что стандарт требует от вуза

2013. № 1. С. 156–173 [содержание номера]

Голуб Галина Борисовна — кандидат исторических наук, директор АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов» (Самара). Эл. адрес: lmor@mail.ru
Адрес: АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов» — 443045, Самарская обл., г. Самара, ул. Авроры, д. 122, кв. 90.

Фишман Ирина Самуиловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального менеджмента и управления образованием Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара). Эл. адрес: irina_fishman@list.ru
Адрес: Поволжская социально-гуманитарная академия — Россия, 443099, Самарская обл., г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67.

Фишман Лев Исаакович — доктор экономических наук, доктор педагогических наук, декан факультета управления Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара). Эл. адрес: fishman@mail.ru
Адрес: Поволжская социально-гуманитарная академия — Россия, 443099, Самарская обл., г. Самара, ул. М. Горького, д. 65/67.

 

Представлены результаты анализа более 200 стандартов ФГОС ВПО на предмет формулирования в них общекультурных компетенций и их соответствия запросам работодателей.

Показано, что одной из причин того, что появление новых требований не приводит к перестройке образовательного процесса, является качество новых стандартов высшего профессионального образования. Классифицированы и охарактеризованы дефекты определений общекультурных компетенций. Предполагается, что их наличие связано с непониманием принципа разделения двух составляющих профессионального образования: общего высшего образования (формирования готовности к деятельности на основе внешних ресурсов (информационных, коммуникационных), предполагающей самоуправление и решение проблем) и профессиональной квалификации (формирования функциональной готовности применять внутренние ресурсы: полученные знания, умения, опыт).

Сформулированы принципы, на основании которых следует проводить операционализацию формулировок стандарта для целей формирования и оценивания общих компетенций. Предложен алгоритм конкретизации формулировок общих компетенций стандарта ВПО на уровне вуза. Приводится пример операционализации формулировки общей компетенции.

Отмечается, что формулирование требований к общим компетенциям выпускников, которые способствовали бы обеспечению единства образовательного и культурного уровня социального слоя и отвечали бы запросам потенциальных работодателей выпускников, позволит перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы образовательные технологии способствовали продвижению обучающихся в освоении наиболее общих способов деятельности в сфере работы с информацией, коммуникации, самоменеджмента и разрешения проблем.

 

BiBTeX
RIS

Новости

17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”


12 марта 2019

В апреле открывается прием заявок на участие в конференции ИВО


15 января 2019

Вышел тематический номер журнала под редакцией Вильяма Кускина