Hide
Раскрыть

Elena Penskaja 1
  • 1 National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation

‘Educational Policy’: Semantic Content of the Term

2012. No. 4. P. 249–258 [issue contents]

Yelena Penskaya, D.Sc. in Philology, Dean of the Faculty of Philology, Head of the Literature Department, National Research University — Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation. Email: e.penskaya@hse.ru
Address: 20 Myasnitskaya St., Moscow, 101000, Russian Federation.

This article analyzes how frequently the term ‘educational policy’ is used in printed media and online resources. Appearance of this term in discussion and information fields had two major circumstances in the background: a concentration of reform measures brought to spotlight by media; splashes of public debates, whether spontaneous or initiated by stakeholders.

The paper shows how the frequency of using the term has been changing over the past decades. It became widespread in the early 1990s as denoting consistent education reform measures and has been subject to a number of semantic changes throughout the last 20 years, developing into a cliché. In 2010, this forgotten cliché was back in Russian sociocultural vocabulary, having acquired additional valence over the past few years.

The author also investigates the meaning implied by this concept in journalistic texts, in particular in Obrazovatelnaya Politikaand Svobodnaya Mysljournals and in two collections of essays on history of education in Russia published in 2012. She suggests that frequency of use and semantics of the ‘educational policy’ cliché are the tools that help trace and analyze the nature and evolution of relations between authorities and the society. Quite naturally, this term is never mentioned in any projects, guides or monographs created for teaching purposes. 

Citation: Penskaja E. (2012) «Obrazovatel'naya politika»: k voprosu o soderzhatel'nom napolnenii rechevoy formuly [‘Educational Policy’: Semantic Content of the Term]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 249-258.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Пенская Е. Н. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

«Образовательная политика»: к вопросу о содержательном наполнении речевой формулы

2012. № 4. С. 249–258 [содержание номера]

Пенская Елена Наумовна — доктор филологических наук, декан факультета филологии, заведующая кафедрой словесности НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: e.penskaya@hse.ru 

Анализируется динамика частотности использования термина «образовательная политика» в печатных изданиях и сетевых источниках. Анализ объема документов показал, что появление в дискуссионном и информационном поле данного термина совпадало преимущественно с двумя обстоятельствами: концентрацией реформаторских мер, сфокусированных медиа; всплесками общественных обсуждений — стихийных либо инспирированных заинтересованными группами.

Представлено распределение употребления словосочетания «образовательная политика» по годам. Показано, что актуальность оно приобрело с начала 1990-х как инструментальное обозначение системных действий, направленных на реформирование образования, и за прошедшие 20 лет претерпело ряд семантических изменений, превратившись в клишированную формулу. В 2010 г. после спада активности его употребления шаблон вернулся в российский социокультурный лексикон, получив за последние годы дополнительную валентность.

Исследуется содержание, вкладываемое в это понятие в публицистических текстах, в частности в журналах «Образовательная политика» и «Свободная мысль», а также в двух сборниках очерков, изданных в 2012 г. и посвященных истории образования в России. Предполагается, что частота использования и содержательное наполнение клише «образовательная политика» становятся индикатором, позволяющим отслеживать и анализировать характер отношений и его изменения между властными структурами — разработчиками концептуальных действий и обществом. Отмечается закономерность отсутствия этого понятия в проектах, пособиях и монографиях, создаваемых в учебных целях.

 

BiBTeX
RIS

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования