Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Пенская Е. Н.1«Образовательная политика»: к вопросу о содержательном наполнении речевой формулы
2012.
№ 4.
С. 249–258
[содержание номера]
Пенская Елена Наумовна — доктор филологических наук, декан факультета филологии, заведующая кафедрой словесности НИУ ВШЭ. Анализируется динамика частотности использования термина «образовательная политика» в печатных изданиях и сетевых источниках. Анализ объема документов показал, что появление в дискуссионном и информационном поле данного термина совпадало преимущественно с двумя обстоятельствами: концентрацией реформаторских мер, сфокусированных медиа; всплесками общественных обсуждений — стихийных либо инспирированных заинтересованными группами. Представлено распределение употребления словосочетания «образовательная политика» по годам. Показано, что актуальность оно приобрело с начала 1990-х как инструментальное обозначение системных действий, направленных на реформирование образования, и за прошедшие 20 лет претерпело ряд семантических изменений, превратившись в клишированную формулу. В 2010 г. после спада активности его употребления шаблон вернулся в российский социокультурный лексикон, получив за последние годы дополнительную валентность. Исследуется содержание, вкладываемое в это понятие в публицистических текстах, в частности в журналах «Образовательная политика» и «Свободная мысль», а также в двух сборниках очерков, изданных в 2012 г. и посвященных истории образования в России. Предполагается, что частота использования и содержательное наполнение клише «образовательная политика» становятся индикатором, позволяющим отслеживать и анализировать характер отношений и его изменения между властными структурами — разработчиками концептуальных действий и обществом. Отмечается закономерность отсутствия этого понятия в проектах, пособиях и монографиях, создаваемых в учебных целях. |
НовостиXIII Конференция исследователей высшего образования (ИВО) 2022: call for papers Секции на тему образования в программе XXIII Ясинской международной научной конференции XXIII Ясинская (Апрельская) конференция по проблемам развития экономики и общества |