Скрыть
Раскрыть

Тихомирова Т. Н. 1, Малых С. Б. 1, Ковас Ю. В. 1
  • 1 НИУ «Томский государственный университет», Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36

Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований

2012. № 4. С. 186–199 [содержание номера]

Малых Сергей Борисович — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет». Эл. адрес: malykhsb@mail.ru
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Тихомирова Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет». Эл. адрес: tikho@mail.ru
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

Ковас Юлия Владимировна— PhD, заведующая лабораторией когнитивных исследований и психогенетики НИУ «Томский государственный университет», заведующая лабораторией InLab Голдсмитс-колледжа Университета Лондона. Эл. адрес: y.kovas@gold.ac.uk
Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 36.

 

Подчеркивается важность научно-экспериментального изучения природы индивидуальных различий — поиска ответа на вопрос, почему в условиях относительного единообразия образовательной среды ученики отличаются друг от друга по когнитивным, личностным и мотивационным характеристикам. Показано, что индивидуальные различия в когнитивных способностях и способностях к обучению формируются в условиях сложных процессов генотип-средового взаимодействия. Для решения важнейшей образовательной задачи — повышения общего уровня академической успешности всех учащихся через индивидуально ориентированные методы обучения — предлагается использовать генетически чувствительные методы изучения механизмов, лежащих в основе индивидуальных различий в способностях к обучению в разных предметных областях.

Особое внимание уделяется рассмотрению близнецового метода, с помощью которого можно провести детальное исследование когнитивного развития, способностей к обучению и нарушений способности к обучению. Важная особенность близнецового метода состоит в том, что исследования близнецов обеспечивают наилучшее из возможных доказательство значимости влияния средовых, в том числе и образовательных, факторов. Близнецовый метод дает возможность уточнить роль общей среды (условий, повышающих сходство близнецов по определенному признаку) и роль индивидуальной среды (условий, не способствующих похожести близнецов).

Отмечается, что в 2012 г. начата работа по созданию Российского школьного близнецового регистра, который в перспективе может стать уникальным ресурсом для российских и международных исследователей, а также источником теоретических и практических знаний для педагогов, психологов, родителей и самих учащихся.

 

BiBTeX
RIS

Новости

17 мая 2019

Презентация книги “(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство”


12 марта 2019

В апреле открывается прием заявок на участие в конференции ИВО


15 января 2019

Вышел тематический номер журнала под редакцией Вильяма Кускина