Скрыть
Раскрыть

Степанцов П. М. 1, Кузьминов В. Я. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Контингентность в образовании: новые условия и новые механизмы выбора образовательной траектории

2012. № 4. С. 83–108 [содержание номера]

Степанцов Павел Михайлович — MA in Sociology (Manchester University), стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: pavel.stepantsov@gmail.com 

Кузьминов Василий Ярославович — MA in Sociology (Manchester University), стажер-исследователь Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: frameanalysis@ya.ru  

Подробно анализируется рыночная модель образовательного выбора, показана ее недостаточность для объяснения механизма принятия решения выпускниками школ относительно типа профессионального учреждения для дальнейшего обучения. На основании анализа результатов опроса выпускников школ (9-й и 11-й класс), а также студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО) авторы приходят к выводу о гетерогенности системы послешкольного образования: нет ни единого рынка мест в системе образования, ни единой системы различений, которая позволяла бы учреждениям разных типов профессионального образования определять качество подготовки выпускника школы.

Показано, что в связи c наличием у каждого типа учебного заведения разных кодов для отбора абитуриентов образовательный выбор школьников сводится не только к выбору учебного заведения, но и к выбору правильного кода, различимого профессиональным учреждением того или иного типа. Именно поэтому с введением ЕГЭ как универсального кода для учреждений ВПО образовательный выбор школьников, не собирающихся поступать в вузы, сместился во времени с 11-го на 9-й класс: поступление в учреждение НПО и СПО не предполагает использование кода ЕГЭ. Напротив, почти все учащиеся 11-го класса (90%) не намерены идти в какое-либо учреждение профессионального образования, кроме вузов: после 9-го класса они уже совершили выбор кода, решив сдавать ЕГЭ.

На основании полученных в ходе исследования выводов обозначаются возможные направления дальнейшего изучения образовательных траекторий учащихся.

 

 
BiBTeX
RIS

Новости

24 октября 2021

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: принимаются заявки


13 сентября 2021

XX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования


20 июля 2021

XII Международная Российская конференция исследователей высшего образования (ИВО) 2021