Скрыть
Раскрыть

Попова Е. С. 1
  • 1 Институт социологии РАН, Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5

Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации

2012. № 4. С. 69–82 [содержание номера]

Попова Екатерина Сергеевна — аспирантка Института социологии РАН.
Эл. адрес: EkaterinaS.Popova@bk.ru   Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к исследованию мотивации к обучению. Дан краткий обзор зарубежных психологических, педагогических и социологических исследований формирования мотивации к образованию.

На основании проанализированных подходов к изучению мотивации сформулирована концепция исследования, в которой мотивация рассматривается как основная движущая сила осуществления действия. Подчеркивается, что одна из основных проблем, с которой сегодня сталкивается учитель в формировании и поддержании мотивации учащихся, — это поиск и установление баланса между внутренними и внешними факторами мотивации.

Обсуждаются предварительные результаты опроса, проведенного с целью операционализации предлагаемой автором концепции мотивации к обучению. Результаты пилотного исследования свидетельствуют об эффективности разработанной системы оперантов для измерения социальных аспектов формирования мотивации. Методика измерения по оперантам, связанным с изучением вовлеченности школьника в образовательный процесс, позволила убедиться, что социальные аспекты внешней мотивации действительно важны. Исследование подтвердило также существенное влияние социальных ценностей на внутреннюю мотивацию школьников. Оценивая методику измерения дальнейших планов современных школьников, автор отмечает, что изучения намерений школьников только после 9-го класса недостаточно для анализа проектируемых образовательных траекторий и целей молодежи, следует изучать также планы после 11-го класса.

Анализ результатов пилотного исследования привел к выводу о необходимости дополнения опросного инструментария, в результате чего была сформирована расширенная система концептуальных и операциональных понятий. В 2013–2014 гг. планируются корректировка и апробация инструментария, продолжение опросов и анализ материалов. 

BiBTeX
RIS

Новости

10 сентября 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышла новая книга «Почему ученики не любят школу?» Дэниела Уиллингема


31 августа 2020

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» издана книга дэны бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»


07 августа 2020

Планируется тематический выпуск о влиянии пандемии на сферу образования