Hide
Раскрыть

Galina Cherednichenko 1, Elena Voznesenskaya 1
  • 1 Russian Academy of Sciences, Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation

Higher Education in Professional Trajectories of Young Workers

2012. No. 4. P. 40–58 [issue contents]

Elena Voznesenskaya, Ph.D. in History, senior researcher at the Education Sociology Department, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. Email: maslovka3@mail.ru  Address: Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation.

Galina Cherednichenko, Ph.D. in Philosophy, leading researcher at the Education Sociology Department, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. Email: galcher50@mail.ru  Address: Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation.

A sociological study has been performed to consider characteristics of professional trajectories among degreed young people employed as workers at Russian factories or of those getting on-the-job higher education. The authors analyze what motivates young workers to receive higher education, what ideas they put into it and how they use it.

As higher education is quite accessible, unlike high-paying jobs, the fact of getting higher education alone, with no other resources (cultural capital of the family, social and professional status of parents) doesn’t change the educational and professional trajectory determined by the habitus of a workers’ family. However, higher education and the relevant diploma become young workers’ personal and social resources that serve the basis for opportunities and prospects of further promotion. At the same time, many young workers distrust higher education. The authors find out why higher education may be rejected by the working force.

Educational and professional trajectories of these people are built around the labor market demands and the needs of a specific factory, which promotes enhancing cumulative cultural capital of the enterprise and creates a favorable environment for its re-equipment and modernization. There is a need to introduce new forms of educational programs that would be more adjusted to opportunities and real living and working conditions of young industrial workers. 

Citation: Cherednichenko G., Voznesenskaya E. (2012) Vysshee obrazovanie v professional'nykh traektoriyakh molodykh rabochikh [Higher Education in Professional Trajectories of Young Workers]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 40-58.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Чередниченко Г. А. 1, Вознесенская Е. Д. 1
  • 1 Институт социологии РАН, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5

Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих

2012. № 4. С. 40–58 [содержание номера]

Вознесенская Елена Дмитриевна —кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: maslovka3@mail.ru  Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Чередниченко Галина Анатольевна— кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: galcher50@mail.ru  Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

На материалах проведенного социологического исследования рассматриваются особенности профессиональных траекторий дипломированных молодых людей, оказавшихся на позициях рабочих промышленных предприятий России, и студентов, получающих высшее образование без отрыва от производства. Анализируются мотивы получения высшего образования, смыслы, которые рабочая молодежь вкладывает в его достижение, и практики его использования.

Установлено, что факт получения высшего образования, не поддержанный другими видами ресурсов (культурным капиталом семьи, социальным положением родителей, их профессиональным статусом), в условиях доступности высшего образования и дефицита хорошо оплачиваемых рабочих мест не меняет предначертанную габитусом рабочей семьи образовательно-профессиональную траекторию. Однако наличие высшего образования и диплома, его подтверждающего, для молодого рабочего становится его личным культурным и социальным ресурсом, на котором строятся возможности и перспективы дальнейшего продвижения. При этом выявлено, что наряду со стремлением к получению высшего образования среди молодых рабочих распространено и недоверие к нему. Рассматриваются факторы отторжения ими высшего образования.

Показано, что образовательно-профессиональная траектория молодых людей этой категории ориентирована на запросы рынка труда, на нужды конкретного производства, что способствует наращиванию объема совокупного культурного капитала предприятия, создает среду, предрасполагающую к его технологическому перевооружению, модернизации. Обсуждается вопрос необходимости введения новых форм образовательных программ, более приспособленных к возможностям и реальным условиям жизни и труда сегодняшнего молодого рабочего, занятого на промышленном предприятии.

 

BiBTeX
RIS

Новости

29 ноября 2019

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышли новые книги


27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества