Скрыть
Раскрыть

Чередниченко Г. А. 1, Вознесенская Е. Д. 1
  • 1 Институт социологии РАН, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5

Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих

2012. № 4. С. 40–58 [содержание номера]

Вознесенская Елена Дмитриевна —кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: maslovka3@mail.ru  Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Чередниченко Галина Анатольевна— кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: galcher50@mail.ru  Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

На материалах проведенного социологического исследования рассматриваются особенности профессиональных траекторий дипломированных молодых людей, оказавшихся на позициях рабочих промышленных предприятий России, и студентов, получающих высшее образование без отрыва от производства. Анализируются мотивы получения высшего образования, смыслы, которые рабочая молодежь вкладывает в его достижение, и практики его использования.

Установлено, что факт получения высшего образования, не поддержанный другими видами ресурсов (культурным капиталом семьи, социальным положением родителей, их профессиональным статусом), в условиях доступности высшего образования и дефицита хорошо оплачиваемых рабочих мест не меняет предначертанную габитусом рабочей семьи образовательно-профессиональную траекторию. Однако наличие высшего образования и диплома, его подтверждающего, для молодого рабочего становится его личным культурным и социальным ресурсом, на котором строятся возможности и перспективы дальнейшего продвижения. При этом выявлено, что наряду со стремлением к получению высшего образования среди молодых рабочих распространено и недоверие к нему. Рассматриваются факторы отторжения ими высшего образования.

Показано, что образовательно-профессиональная траектория молодых людей этой категории ориентирована на запросы рынка труда, на нужды конкретного производства, что способствует наращиванию объема совокупного культурного капитала предприятия, создает среду, предрасполагающую к его технологическому перевооружению, модернизации. Обсуждается вопрос необходимости введения новых форм образовательных программ, более приспособленных к возможностям и реальным условиям жизни и труда сегодняшнего молодого рабочего, занятого на промышленном предприятии.

 

BiBTeX
RIS

Новости

29 ноября 2019

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» вышли новые книги


27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества