Hide
Раскрыть

David Konstantinovskiy 1,2
  • 1 National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation
  • 2 Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation

From Empirics through Interpretations to Understanding

2012. No. 4. P. 11–21 [issue contents]

David Konstantinovsky, D.Sc. in Sociology, Director of the Center for Sociology of Education, Science and Culture, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. Email: scan21@mail.ru
Address: Bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., Moscow, 117218, Russian Federation.

This article makes an attempt to summarize results of studies on strategies and social behavior of youth in education. The author uses empirical data obtained in different projects over recent years.

Intentions of young people are predetermined by the social and professional status of parents and by the level of urbanization: school students have to adjust their life and education strategies to the existing inequality patterns. The same factors also influence educational trajectories of school graduates: the higher the social status and the urbanization level, the better the chances of entering a higher education institution. These trends are found in surveys of all years, from the early 1960s through the 2000s.

Accessibility of quality general education is investigated. As a result, Russian schools are divided into clusters which differ in qualified teachers, infrastructure and teaching quality. Each cluster mostly serves a specific social group. Obtaining a quality general education is associated with the main social barriers: sociocultural, geographical and economic. Differences in school education quality result in unequal chances on further (professional) education, thus reproducing social differentiation again and again. The Unified State Exam broadens the choice of higher education institutions but provides no solution to improve school education quality.

The conclusions are applied to other spheres of public life. It is suggested that an extended interpretation like that can provide additional insights into what is going on in society.

Citation: Konstantinovskiy D. (2012) Ot empiriki k smyslam, ot smyslov k osmysleniyu [From Empirics through Interpretations to Understanding ]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no4, pp. 11-21.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Константиновский Д. Л. 1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • 2 Центр социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5

От эмпирики к смыслам, от смыслов к осмыслению

2012. № 4. С. 11–21 [содержание номера]

Константиновский Давид Львович — доктор социологических наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН. Эл. адрес: scan21@mail.ru
Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

В статье предпринята попытка обобщить некоторые результаты исследований стратегий и социального поведения молодежи в сфере образования. Автор опирается на эмпирические данные, полученные в различных проектах за последние годы.

Обсуждается зависимость намерений молодых людей от социально-профессионального статуса родителей и уровня урбанизации поселения: школьники вынуждены адаптировать свою жизненную, в том числе и образовательную, стратегию к реальности в соответствии с существующим неравенством. Те же факторы влияют на формирование образовательной траектории выпускников школ: чем выше социальный статус родителей и уровень урбанизации поселения, тем выше и шансы на поступление в вуз. Отмечается, что описываемое положение характерно для всех лет обследований, с начала 1960-х годов и включая 2000-е.

Приводятся результаты исследования доступности качественного общего образования, которые позволили выявить несколько кластеров российских школ, различающихся как наличием квалифицированных учителей и уровнем оснащенности материальной базой, так и качеством обучения. Зафиксировано, что каждый кластер преимущественно обслуживает конкретную социальную группу. Перечислены основные социальные барьеры при получении качественного общего образования: социокультурный, территориальный, экономический. Подчеркивается, что различия в качестве школьного образования обусловливают неравные шансы на получение дальнейшего (профессионального) образования, создавая условия для воспроизводства социальной дифференциации. ЕГЭ расширяет возможности выбора вуза, но не решает проблему качества школьного образования.

Выводы экстраполируются и на другие сферы жизни общества. Предполагается, что такое расширение интерпретации может способствовать лучшему пониманию происходящего в социуме.

 

BiBTeX
RIS

Новости

27 августа 2019

Выходит второе издание книг Бертона Р. Кларка


20 августа 2019

С 9 сентября начинается прием заявок на XXI Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества


02 июля 2019

Вышло второе издание книги Хосе Ортега-и-Гассет «Миссия университета»