Hide
Раскрыть

Sergey Golunov 1
  • 1 Volgograd State University, 100 Universitetsky Ave., Volgograd, 400062, Russian Federation

Patriotic Education in Russia: Pros and Cons

2012. No. 3. P. 258–273 [issue contents]

Sergey Golunov, D.Sc. in Political Science, Professor at the Chair of International Relationships and Regional Studies of Foreign Countries, Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation, award winner in Pinsky Awards Education Research Competition (2011). Email: sgolunov@mail.ru
Address: 100 Universitetsky Ave., Volgograd, 400062, Russian Federation.

A structuralist discourse analysis is used to analyze strengths and weaknesses of patriotic education in terms of its potential to solve urgent problems of Russian development. Evolution of governmental policies in patriotic education in the 1990s—2000s is described. The paper defines the scope of problems given top priority in modern Russian patriotic education discourse and specified the issues that are underestimated.

Some disturbing trends are prevalent in the patriotic education discourse today: too little focus on developing honesty and fidelity to one’s principles (including intolerance towards corruption) as socially important qualities of a successful person; disability to convincingly discriminate between patriotic education and aggressive nationalism; and intolerance towards those who express ‘insufficiently patriotic’ views on Russia’s past and present. A similarly pressing problem is posed by the soaring degradation of the national education system and by the threat of further deterioration of moral authority of teachers and officials acting as agents of patriotism.

The author proposes to change the focus of patriotic education and its place in the system of national pedagogic priorities. Results of this analysis may be used as a framework to conceptualize the strengths and possible weaknesses of patriotic education in order to develop recommendations on its realization. The results may also serve a basis for further discussions on developing conceptual and practical approaches towards patriotic education in modern Russia. 

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-3-258-273

Citation: Golunov S. (2012) Patrioticheskoe vospitanie v Rossii: za i protiv [Patriotic Education in Russia: Pros and Cons]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no3, pp. 258-273.
BiBTeX
RIS

Скрыть
Раскрыть

Голунов С. В. 1
  • 1 Волгоградский государственный университета, Россия, 400062, г. Волгоград, Университетский пр., д. 100

Патриотическое воспитание в России: за и против

2012. № 3. С. 258–273 [содержание номера]

Голунов Сергей Валерьевич — доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета, дипломант Конкурса аналитических работ в области образования на премию им. А.А. Пинского (2011). Эл. адрес: sgolunov@mail.ru
Адрес: Россия, 400062, г. Волгоград, Университетский пр., д. 100.

В рамках структуралистского дискурс-анализа рассматриваются сильные и слабые стороны патриотического воспитания с точки зрения его потенциала для решения актуальных проблем развития России. Описаны этапы эволюции государственной политики в отношении патриотического воспитания в 1990-е — 2000-е годы. Представлен круг проблем, которым уделяется приоритетное внимание в современном российском патриотико-воспитательном дискурсе, а также обозначены вопросы, которым, по мнению автора, не придается должного значения.

Показано, что в настоящее время в патриотико-воспитательном дискурсе прослеживаются определенные сомнительные и тревожные тенденции: слабый упор на воспитание честности и принципиальности (включая непримиримое отношение к коррупции) как социально значимых качеств успешного человека, неспособность убедительно противопоставить патриотическое воспитание агрессивному национализму и нетерпимость к выразителям «недостаточно патриотичной» точки зрения на прошлое и настоящее России. Столь же серьезную проблему, с точки зрения автора, создает продолжающаяся деградация отечественной системы образования, угроза дальнейшего падения морального авторитета выступающих в роли воспитателей патриотизма педагогов и чиновников.

Сформулированы предложения по изменению акцентов в патриотическом воспитании и его места в системе национальных воспитательных приоритетов. Результаты представленного анализа могут послужить матрицей для концептуального осмысления сильных сторон и потенциальных слабостей патриотического воспитания, для выработки рекомендаций по его осуществлению, а также заложить формат для дальнейших дискуссий о развитии концептуальных и практических подходов к патриотическому воспитанию в современных российских условиях.

 DOI: 10.17323/1814-9545-2012-3-258-273

BiBTeX
RIS

Новости

28 ноября 2018

Книги Библиотеки журнала "Вопросы образования" на Non/Fiction 2018


24 октября 2018

На конференции РАИВО прошла презентация книги Филипа Альтбаха


09 октября 2018

Открыт прием заявок на XX Апрельскую международную научную конференцию по проблемам развития экономики и общества