Скрыть
Раскрыть

Дружилов С. А. 1
  • 1 Сибирский государственный индустриальный университет, Россия, 654007, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кирова, д. 42

Трагедия отечественной высшей школы в период послереволюционной разрухи

2012. № 3. С. 241–257 [содержание номера]

Дружилов Сергей Александрович — кандидат психологических наук, профессор кафедры автоматизированного электропривода Сибирского государственного индустриального университета (Новокузнецк). Эл. адрес: druzhilov@mail.ru
Адрес: Россия, 654007, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кирова, д. 42.

Описывается положение вузовской и научной интеллигенции в первое десятилетие после октябрьского переворота 1917 г. Интеллектуальный слой российского общества стал объектом политического («красного») террора. Плачевное положение высшей школы усугублялось разрухой в стране. Наиболее трагические последствия имело резкое сокращение финансирования вузов, что привело к катастрофическому ухудшению материального положения преподавателей. Показано, что переход к НЭПу предотвратил гибель российского высшего образования, которая казалась неизбежной к концу 1920 г. вследствие крайне тяжелого экономического положения в стране. Финансирование вузов стало быстро расти: увеличилась реальная зарплата преподавателей; возобновились закупка оборудования, отечественной и иностранной научной литературы, а также заграничные командировки.

В то же время отступление от принципов военного коммунизма в экономике сопровождалось беспощадным подавлением любых оппозиционных настроений. Обеспечение лояльности интеллектуального слоя начиная с 20-х годов рассматривалось политическим руководством страны в качестве одной из важнейших задач. Описываются обстоятельства репрессивной операции, получившей в отечественной истории название «философский пароход». Анализируется численность преподавателей вузов и студентов накануне начала индустриализации страны.

Период некоторой стабильности в системе высшего образования продолжался до 1926 г. В этот период была заложена база для дальнейшего развития высшего образования в нашей стране. 

DOI: 10.17323/1814-9545-2012-3-241-257

BiBTeX
RIS

Новости

17 июня 2020

Летняя школа преподавателя на тему «Пять цифровых навыков для дистанта»


15 июня 2020

Журнал «Вопросы образования» индексируется в Q2 Scopus


26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научиться учить. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"