Скрыть
Раскрыть

Абанкина И. В. 1, Абанкина Т. В. 1, Филатова Л. М. 1, Николаенко Е. А. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России

2012. № 3. С. 88–112 [содержание номера]

Абанкина Ирина Всеволодовна —кандидат экономических наук, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaI@hse.ru 

Абанкина Татьяна Всеволодовна —кандидат экономических наук, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaT@hse.ru 

Филатова Людмила Михайловна —кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: lmfilatova@hse.ru 

Николаенко Елена Александровна — научный сотрудник Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: enikolayenko@hse.ru 

В условиях изменения принципов государственного субсидирования высшего образования и углубления дифференциации между высшими учебными заведениями особую актуальность приобретает изучение динамики общественного спроса на высшее образование на фоне демографического спада и сжатия платежеспособности семей. Статья посвящена изучению современных тенденций общественного спроса, их влиянию на финансовое обеспечение и процессы реструктуризации российской системы высшего образования. Исследование позволило выявить трансформацию рынка профессионального образования, его переход от расширяющегося к сжимающемуся рынку. Изменения на рынке профессионального образования сегодня складываются под влиянием разнонаправленных тенденций, определяемых внешними по отношению к образованию факторами, такими как демографический спад, сокращение платежеспособного спроса, неудовлетворенность работодателей качеством образования и снижение мотивации студентов к продолжению образования. В этих условиях основной вектор развития закономерно связан с оптимизацией структуры, объединением учебных заведений разного уровня, диверсификацией источников финансирования и изменением системы управления высшим образованием.

В условиях сжимающегося рынка грамотная политика реструктуризации может привести к системным структурным изменениям, однако пока общественного и экспертного консенсуса по этим вопросам нет, курс на оптимизацию вызывает протестные настроения и сопротивление изменениям как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны семей и работодателей.

BiBTeX
RIS

Новости

21 декабря 2021

«Вредные» советы о том, как написать научно-исследовательскую статью — в карточках


24 октября 2021

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: принимаются заявки


13 сентября 2021

XX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования