Скрыть
Раскрыть

Андрущак Г. В. 1, Натхов Т. В. 1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Введение ЕГЭ, стратегии абитуриентов и доступность высшего образования

2012. № 3. С. 64–87 [содержание номера]

Андрущак Григорий Викторович — кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: gandroushchak@hse.ru 

Натхов Тимур Владимирович — кандидат экономических наук, научный сотрудник Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: timur.natkhov@gmail.com 

 

На основе анализа данных социологических опросов абитуриентов и их родителей до и после введения обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) оценивается эффект образовательной реформы 2009 г. в России.

Подтверждено, что после введения обязательного ЕГЭ произошли значимые изменения в стратегиях выбора вузов и подготовки к поступлению, по крайней мере среди семей, проживающих в крупных городах. Сейчас относительно больше семей выбирают для поступления несколько вузов и относительно меньше семей ориентируются на один вуз. Кроме того, после введения обязательного ЕГЭ абитуриенты с большей вероятностью занимаются на подготовительных курсах в школе и самостоятельно и с меньшей вероятностью — на курсах при вузе. Данные результаты устойчивы при учете различий в доходах и демографических характеристиках семьи, а также города проживания.

Установлено, что эффект реформы неоднороден. Наибольшие изменения в предпочтениях и стратегиях подготовки произошли в семьях с низким уровнем доходов. Дети из таких семей после реформы относительно чаще стали готовиться к ЕГЭ на подготовительных курсах по большему количеству предметов, выбирать несколько вузов для поступления. У них значительно повысилась самооценка знаний как по результатам школьного обучения, так и в сравнении с другими учащимися на курсах подготовки к ЕГЭ. Курсы подготовки к ЕГЭ позволяют повысить шансы на поступление в вуз для детей из семей с низкими доходами. Таким образом, именно абитуриенты из малообеспеченных семей получили относительно больше преимуществ от введения ЕГЭ по сравнению с остальными абитуриентами.

 

BiBTeX
RIS

Новости

26 мая 2020

Книги из Библиотеки журнала "Вопросы образования" в подборке "Научится учится. 10 книг для тех, кто хочет разобраться в теории образования и педагогике"


06 мая 2020

Журнал будет индексироваться в научных базах данных на платформе EBSCOhost ™


09 апреля 2020

Приглашаем к обсуждению актуальных тем в Facebook